Сахалин во времена Карафуто – обзор домов и наследие Сахалина

Куда поехать в окрестностях

День 1: бухта Тихая и остров Заметный (ну что за чудо-названия здесь)

В случае, если автомобиль в аренду вы не взяли (А ЗРЯ), доехать сюда можно на поезде до станции Тихая (около 3 часов), после чего пройти несколько километров пешком.

Живописная, закрытая от холодных ветров бухта в заливе Терпения (нет, все же это не топонимы, а песня) — одно из самых красивых мест на Сахалине. С хребта Жданко открывается фантастический вид на побережье с мягким песком и зеленой порослью морского шиповника и аралии, а с берега можно бесконечно смотреть, как уходят в воду отвесные 30-метровые скалы.

Большая часть снимков, которые можно увидеть в Instagram по тегу «Сахалин», сделаны здесь.

На остров Заметный добраться невозможно, зато видно его отлично. Равно как и слышно – благодаря засилию птиц он звучит как завод по переработке чаек.

По дороге в бухту остановитесь в поселке Взморье — здесь ведется бесперебойная торговля свежевыловленными крабами по ценам куда ниже городских. Приготовить их можно тут же, в бухте.

Один огромный краб — около 1700 рублей.

День 2: мыс Евстафия*

Высота мыса — всего 51 метр, но он окружен таким поразительно свободным от лишних деталей пространством и кристалльно чистой водой, что вас непременно подхватит ощущение полета, которое усугубят плотный морской воздух, бьющий в лицо, и вездесущие чайки. Обязательная гастрономическая составляющая — по дороге, на озере-лагуе Буссе, можно купить отличных уже сваренных креветок.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 3: мыс и маяк Слепиковского

Маяком, должно быть, немало гордятся японцы — они построили его здесь еще в 1934 году, когда сам мыс назывался Оторо Мисаки.

Мыс совсем не похож на те, что вы увидите ранее. Благодаря этому он занесен в реестр памятников природы регионального значения.

День 4: скала Лягушка

Можно добраться на автобусе 177 от ж/д вокзала Южно-Сахалинска.

Действительно немного похожий на лягушку выступ по сложившемуся мнению «заряжает» визитеров хорошей энергией. Здесь же принято загадывать желания. А если отвлечься от эзотерики, то со скалы открывается замечательный вид на озера Тунайча и Изменчивое. И если энергии действительно прибавится — не пожалейте сил и дойдите до водопада Айхор.

День 5: мыс Великан*

Великаном многие называют мыс Птичий, что по соседству. По побережью от одного до другого разбросаны гроты, арки и столбы, выточенные из камня ветром и морем.

*для поездки на мыс понадобится кроссовер или внедорожник

День 6: Холмск и заимка «Хрустальный ручей»

Холмск — портовый город, куда приходят паромы с «большой земли». Население его около 30 тысяч, а примечательного мало, но заехать сюда стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, как живет Сахалин, когда не радует глаз туриста бесконечными хребтами и мысами.

А затем поезжайте на базу отдыха «Хрустальный ручей» — здесь, в почти недоступном отдалении от города и людей, вы отдохнете телом и душой: в тишине, с баней и купанием в Татарском заливе.

День 7: сёрфинг и кайт-сёрфинг

С точной локацией определиться будет сложнее — слишком многое зависит от прогноза. Но если вам действительно интересно посмотреть, как справляются спортсмены не в рафинированных условиях Юго-Восточной Азии, а в водах Японского моря, информацию о спотах можно выспросить у знакомых сёрферов или найти в профильных группах. Самые распространённые и доступные места — спот Bus Station в Охотске для сёрфинга и озеро Изменчивое для кайта.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Гора Краснова: вновь провал.

Ночью, в гору, по трассе мимо нашей сторожки, поднималась (ползла) огромная фура-бензовоз, которую мы объехали несколько часов тому назад. Она ползла настолько медленно, что, казалась, черепаха и то быстрее ее передвигается, – наверное, какая-то поломка там у них была. Проблесковые маячки фуры бросали оранжевые блики на стену.

Подъем в шесть утра по будильнику.

Огонь в печке давно погас. В сторожке было холодно, но не так, как на улице. В небе ярко сияют звезды. На входной двери с внутренней стороны, оказывается, начертана забавная надпись: «Заходи – не бойся, выходи – не плачь».

Мы покинули гостеприимный охранный пост и отправились к подножию горы Краснова (гора Уссу – по-айнски). Планировали за световой день взобраться на нее и спуститься.

Подъезжаем к мосту через реку Северодинскую. Здесь – ближайшее расстояние до горы Краснова, если идти по прямой. Значит, где-то здесь должна быть дорога. Но всё в округе занесено первым снегом, и съезд от трассы не виден. С трассы снежную (ставшую за ночь снежной) гору Краснову видно хорошо.

Вот и дорога! Она едва проступает сквозь заснеженные заросли: глубокая колея уходит в чащу.

Мы попытались было проехать на всей скорости по ней, но всё же сели в глубокой колее. Капитально увязли. Лучше бы пешком пошли!

Пришлось делать из подручного материала слеги, на что ушло два с половиной часа. На продольно положенную у колес пару небольших бревен кладется длинный крепкий шест так, чтобы он упирался в днище автомобиля, и, используя его как рычаг для того, чтобы приподнять машину, мы, стоя на другом конце, качаемся поочередно на нем, как на качелях в детстве.

Под ногами в топи покоится множество использованных слег: народ, видимо, тут часто увязывает.

Наконец-то, разогнавшись, на всей скорости наша машина выкарабкалась по слегам из месива. Аллилуйя!

Время 11.30. Ехать на гору поздно, да и дорога дальше в лес такая же топкая – вновь увязнешь; пешком идти тоже не вариант.

Что делать?

Едем в Томари – пускай наше путешествие станет полностью автомобильным и логически завершенным: мы проедем западное побережье южного Сахалина – можно даже до Холмска, откуда повернем на Южно-Сахалинск.

…Грязные и с промокшей обувью, мы вышли из леса. Белая гора Краснова, возвышаясь над серыми невысокими сопками, словно дразнит. Но ничего, доберемся до нее в другой раз!

По местам славы великих исследователей прошлого.

Мчимся на юг по солнечной трассе. Горы Ламанон в главе с горой Краснова удалялись на севере.

На этом побережье много французских названий – наследие 18 века. В те времена французы активно обследовали эти места и об этом можно писать отдельную историю. Вообще про Сахалин можно писать бесконечно много, если честно.

Мы проезжаем Красногорск, села Парусное и Белинское.

Подъезжаем к Ильинскому. Поселок назван честь Ильи Пророка – эхо русских поселений 19 века на юге Сахалина.

Здесь уже акватория залива де Лангля: еще одно французское название – в честь командира фрегата «Астролябия» (экспедиция Ж.Ф.Лаперуза) де Лангля Поля Антуана Флерио.

На выезде из Ильинского, у дороги на Томари, среди простора долины реки Ильинки, где гуляют всевозможные ветры, стоит памятник.

Надпись на нем гласит: «На этом месте лейтенант флота Н.В.Рудановский 20 августа 1857 года основал Муравьевский (Кусунайский) русский военный пост».

Муравьевских постов на Сахалине существовало три: первый был образован 22 сентября 1853 года Г.И.Невельским на берегу залива Анива в айнском селении Кусун-Котан (возле нынешнего Корсакова); второй пост был основан здесь, в устье реки Кусунай (Ильинки); третий Муравьевский пост был поставлен в лагуне Буссе летом 1867 года и просуществовал до 1872 года.

Едем вдоль залива де Лангля. Въезжаем в село Пензенское

В этом селе наше внимание привлекает памятник Ж.Ф.Лаперузу

Климат на Сахалине

Климат острова принято относить к умеренно-мусонным. Но погода в любое время года значительно различается на севере и юге.

Лето — влажное, теплое, с обильными дождями. Летом очень заметна разница между восточным и западным побережьем Сахалина. На западе теплее, так как побережье омывает теплое Цусимское течение.

Зима на Сахалине очень холодная, снежная. Большая часть острова испытывает влияние Сибирского антициклона, приносящего снегопады и морозы. Но на юге острова заметно влияние и Южного циклона, который одаривает остров мощными буранами, ураганными ветрами.

Охотское море, омывающее остров с севера, работает как огромный термоаккумулятор. Оно охотно сохраняет тепло и очень долго не отпускает стужу. Поэтому весна на Сахалине — затяжная, прохладная, зато осень — очень теплая и приветливая. Например, многие цветы на Сахалине цветут вплоть до середины ноября.

Вообще, все времена года на острове начинаются с опозданием на 3-4 недели. Самым жарким месяцем считается август, а самым холодным — февраль.

Уход за Сахалинцем

Лайка достаточно неприхотлива в своем уходе, особое внимание стоит уделить ее шерсти. Линька дважды в год, яркого характерного запаха не имеет, при тщательном уходе и надлежащем питании, пес проживет долгую и качественную жизнь

  • Уход з шерстью: 2 в неделю вычесывайте собаку, тщательно. После прогулок в шерсти может остаться грязь или мусор, внимательно осмотрите по приходу домой. В период линьки – потребуется ежедневное расчесывание, для этого лучше всего подойдет – пуходерка. Каждодневно после прогулок, рекомендуется протереть влажной тряпкой от пыли шерсть. Обработка шерсти от паразитов в сезон.
  • Купание: по мере загрязнения, не использовать человеческие средства, только собачьи шампуни и бальзамы. Вода не должна быть горячей. Многие купаются в открытых водоемах, после таких процедур – ополоснуть любимца проточной водой. После прогулок – мытье лап, протекание шерсти.
  • Уши: обрабатывать регулярно – 2 – 3 раза в месяц, вычищать излишки специальными палочками или ватными дисками смоченными специальным лосьоном для ухода. Не использовать перекись водорода, пес может испугаться, перестанет давать чистить уши. Будьте аккуратны, не давите сильно и не углубляйтесь в сам проход, иначе возможно повреждение.
  • Глаза: протереть ватным диском или марлевой салфеткой от, подойдет специализированный лосьон для ухода, продается в ветеринарных магазинах.
  • Когти: стричь, когда отрастут, приучать к стрижке с детства. Для этого приобретите когтерезку.
  • Зубы: проверять на наличие заболеваний, пасть осматривать, следить за цветом слизистых, запахом. Давать “палочки – косточки”, которые предназначены для чистки зубного налета.
  • Прививки: регулярные по графику, в соответствии с возрастом. Посещение врача 1 раз в 6 месяцев – для осмотра. Глистогонное средство потребуется давать раз в 4 – 6 месяцев.
  • Физическая нагрузка: регулярная, выгул 2 раза в день, активные игры, возможность побегать свободно и без ограничения.

Корсаков (Отомари)

Корсаков является самым старым русским населенным пунктом на острове Сахалин. В 1905 году территория южного Сахалина отошла к Японии и пост был переименован в Отомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто, а затем был перенесен в Тоёхара.

Отделение банка “Хоккайдо Такусёку Гинко”

Здание банка периода Карафуто было построено в 1929 году. В его архитектуре определяющую роль играют элементы неоклассицизма и модерна. Ансамбль-памятник расположен на одной из центральных улиц Корсакова — на улице Советской, которую начали застраивать в 1905 году, со времени передачи города в японское управление. Комплекс зданий банковского хозяйства имеет большое градостроительное значение. Он оформляет парадный въезд в Корсаков со стороны морского порта. Сооружение бывшего японского банка является объектом культурного наследия Сахалинской области. В 2012 году здание было передано под оперативное управление областного краеведческого музея. В данный момент готовится масштабная реставрация здания, из бывшего японского банка хотят сделать музей.

Здание японского банка. Фото: сайт госзакупок

Остатки храма Мерей Дзиндзя

Храм был посвящен японскому майору Нисикубо, погибшему в ходе боевых действий во время Русско-японской войны. До наших дней от храма дошел только сам памятник “тюррейто”, на котором высечен список погибших японских солдат. Также рядом можно увидеть стелу с “автографом” японского военачальника – генерала Коуити Нобори. Тогда в Японии существовал обычай — наносить на подобные памятники надписи, сделанные известными военачальниками.

Мерей дзиндзя. Фото: https://karafuto.jimdo.com

Мерей дзиндзя. Фото: https://karafuto.jimdo.com

1 / 2

Достопримечательности города Корсакова

Со смотровой площадки города Корсакова (ударение на букву “а”) открываются умопомрачительные виды на порт и окрестности. В солнечную погоду вода выглядит настолько синей, что практически сливается с небом. Здесь же, на смотровой, стоит небольшой маяк.

 

Корсаков – крупнейший портовый город острова, Южные ворота Сахалина. Находится в 42 километрах от Южно-Сахалинска. В период губернаторства Карафуто носил название Оодомари. В прошлом году в городе вновь запустили завод по производству агар-агара. Для его изготовления используют красную водоросль анфельцию, которую добывают в местном озере Буссе. На острове можно купить сладости – пастилу, мармелад, конфеты – с сахалинским агар-агаром. В память об одной из трагичных глав истории сахалинских корейцев в Корсакове установлен памятник «Разделенных семей» на горе Печали. Он выполнен в форме корабля, уходящего в небо. После окончания Второй мировой войны тысячи корейцев приходили на это место в ожидании корабля, который отвезет их на родину. Но так и не дождались.

Близ Корсакова, на берегу залива Анива, расположился производственный комплекс проекта «Сахалин-2». В комплекс входят: первый в стране завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), терминал отгрузки нефти и порт «Пригородное». При температуре -160 градусов газ сжимается в 600 раз и становится жидким. Добывается газ на материковом шельфе в Охотском море, поступает на север острова, где проходит очистку, а затем по трубопроводу попадает на юг, на завод СПГ.

Особенно эффектно территория завода смотрится в ночное время.

Недалеко расположен разрушенный памятник, который был установлен японцами в честь захвата южной части острова. Это была 11-метровая бетонная стела, выполненная в форме трехгранного штыка. Возле стелы установили два якоря Холла. Ныне памятник разрушен, от него осталось только основание.

Сырьевой придаток

Во владении Японии Южный Сахалин пробыл без малого 40 лет, но за это время он сыграл решающую роль в становлении воинственной империи, которая станет одним из зачинщиков войны 1939—1945 годов.

В 1907 году на Южном Сахалине была создана отдельная административная единица — префектура Карафуто. Уже в 1920-м ей был официально присвоен статус внешней японской территории, после чего управление ею перешло к министерству по делам колоний.

А в 1943 году префектура и вовсе была переведена в разряд «внутренних земель» — событие, уникальное для японских колоний.

Объяснить такую «карьеру» достаточно просто. Сахалин — кладезь природных ресурсов, которых Японии всегда не хватало. Здесь сосредоточены существенные запасы углеводородов и угля, немало золота и древесины и, конечно же, полно рыбы. Такое богатство позволило стране в течение нескольких десятков лет сделать существенный экономический рывок.

Именно переработка ресурсов на первых порах была основной отраслью экономики Карафуто. Для этого еще до образования префектуры в 1906 году на Южном Сахалине зарегистрировалось около 1200 различных предприятий. При этом добыча ресурсов происходила хищническим образом: наиболее ценные леса массово вырубались, животные, в частности соболь и калан, — отстреливались, рыба — вылавливалась.

Ближе к 1920-м в Карафуто начали осваивать и другие ресурсы

Важное место заняла нефть, добыча которой на шельфе острова в итоге позволила снизить вдвое зависимость от американских энергоресурсов и создать предпосылки для создания мощного флота. Также большие деньги вкладывались в развитие инфраструктуры — в строительство мостов и железных дорог, которых было проложено порядка 700 км

Предполагалось, что развитие острова позволит перейти к масштабному переселению сюда японцев. Вместе с тем общая численность населения префектуры и так стремительно росла: к 1943 году в Карафуто жило 390 тыс. человек против двух тысяч в начале XX века. Автохтонное население при этом не жаловали: айнов, нивхов и ороков, которые населяли остров до этого, согнали в резервации, где их учили японскому языку и основным трудовым навыкам.

Однако планам по освоению острова так и не суждено было сбыться. В середине 1930-х Япония перевела хозяйство на военные рейсы, в Карафуто массово начали сгонять дешевую рабочую силу – корейцев. Их на Сахалин для подготовки к войне в период с 1936 по 1945 годы было привлечено порядка 40 тыс.

Но даже такой мощный «десант» не позволил Японии выйти из войны победителем. Как результат — Страна восходящего солнца лишилась Южного Сахалина. И это стало для нее существенным ударом — другого такого источника ресурсов у Токио больше не появится.

Экзотическая кухня Сахалина

На Сахалин едут не только за визуальными впечатлениями, но и за гастрономическими. Морские дары — крабов, икру, моллюсков, гребешка, кукумарию, трубача — можно попробовать в кафе и купить на рынках.

Обязательно попробуйте сироп из ягоды клоповки. Не надо пугаться неудоваримого названия. У клоповки есть и вполне официальное имя «красника», но почему-то на Сахалине к этой ягоде приклеилось название, связанное с весьма неприятными насекомыми. Мы уже и сами не помним, почему называем краснику именно так. Клоповка растёт только на Сахалине. Вкус у ягоды специфический, но незабываемый. Также не стоит отказываться от сиропа лимонника — это прекрасное тонизирующее средство.

В гости к сивучам в Невельск

В город, где раньше была база рыбного флота Сахалина, каждый год приплывают сивучи. Они обустраиваются на волноломе и живут здесь несколько месяцев. Только в трёх городах мира — Невельске, Сиэтле и Петропавловске-Камчатском — эти морские животные устроили себе лежбища в городской черте.

Полюбоваться животными помогут местные энтузиасты, которые организуют экскурсии. На лодке они подплывают к волнолому. Сивучи охотно рассматривают туристов, туристы фотографируют обаятельных морских зверей. Обычно длится такое общение около 30 минут, средняя стоимость экскурсии 500 рублей.

Сахалинская “Лягушка”

В 3 км к северо-востоку от поселка Весточка, расположенного в административных границах Южно-Сахалинска, находится останец “Лягушка”. Это уникальное природное сооружение, возраст которого насчитывает уже более 70 млн лет. Останец представляет из себя каменную глыбу, внешне напоминающую лягушку, сидящую на пригорке. Глыба причудливой формы выпирает из южного склона горы Горбунова. Площадь объекта занимает около 12 гектаров.

По легендам именно здесь находится “энергетический центр” Сахалина. Для коренных жителей острова, айнов, гора являлась храмом мудрости и особым местом для проведения ритуалов. Считается, что останец когда-то находился на дне океана, в доказательство этой теории по всей горе до сих пор можно найти окаменевшие ракушки. Перед восхождением на гору нужно обязательно попросить духов горы пропустить себя в их владения и только после этого начать подъем. На горе желательно вести себя уважительно и тихо, иначе, как считается, духи будут недовольны и наказание не заставит себя ждать. На “Лягушке” есть особое место — углубление в скале, в котором каждый может загадать желание, и если духи посчитают вас достойным, то оно обязательно сбудется.

В 1995 году восьмиметровую скалу объявили особо охраняемой природной зоной. В хорошую погоду с горы открывается удивительный вид на Анивский залив и красивейшие озера Тунайча и Изменчевое.

Путь к останцу “Лягушка”. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia

Останец “Лягушка”. Фото: Денис Таушканов, ИА SakhalinMedia

1 / 2

Военный городок

За сорок лет существования губернаторства Карафуто на Южном Сахалине была создана многоотраслевая хозяйственно-экономическая структура. Японцы построили здесь девять бумзаводов, которые, в свою очередь, стали градообразующими предприятиями для Томари, Чехова, Долинска, Макарова, Углегорска и Поронайска. В южной части острова заработала 21 шахта, общая добыча от предприятий составляла 1,5 млн тонн угля в год. Японцы позаботились и о морской переправе, отстроив три крупных морских порта — Маока, Одомари, Хонто. Между Одомари и Вакканаем осуществлялось паромное сообщение. С появлением экономических и социально значимых объектов росло и население Карафуто, а вместе с ним — число домов и административных построек. 

— Время японской колонизации Южного Сахалина я бы разделил на три периода. Первый — с 1905 года по 1913-й — период военной администрации в лице штаба охранных войск Карафуто. Второй — период Гражданского управления с 28 августа 1905 года — 31 марта 1907 года. И третий — период правления губернаторства Карафуто с 1 апреля 1907-го по 31 декабря 1945 года, — объясняет Игорь Анатольевич. — Формирование территориально-административной структуры началось после создания губернаторства Карафуто 1 апреля 1907 года. 

До 1905 года на месте сегодняшнего Южно-Сахалинска находилось небольшое русское село Владимировка. Японцы решили построить на юге Сахалина город нового типа. В качестве образца городской планировки выбрали Чикаго. Сахалинский город был разделен на четыре части двумя главными улицами: “О-дори” (Ленина) и “Маока-дори” (Сахалинская). Весной 1906 года на берегу реки Сусуя началось строительство нового японского поселения, расположенного неподалеку от южной окраины старой Владимировки. Первыми возводились жилые казармы и административные постройки охранных войск Карафуто. 1 декабря 1906 года из Одомари в Новую Владимировку проложили железную дорогу и начали активное обустройство административного центра. 23 августа 1908 года Новую Владимировку официально переименуют в Тоёхара, что в переводе с японского означает “богатая долина”. Сюда из Одомари переедет военная и гражданская администрации. 

— Здание штаба охранных войск Карафуто стало первым двухэтажным зданием, которое появилось в Тоёхара. В октябре 1908 года его возвела хоккайдская строительная фирма “Ито-гуми”. Автором проекта выступил армейский архитектор Ясуши Тамура. Первый этаж отстроили из кирпича, второй — из бруса. Здание имело два ассиметричных фронтона и галереи на северной и западной сторонах. Центральный фасад выходил на Маока-дори (ныне улица Сахалинская), — описывает постройку краевед Игорь Самарин. — Спустя пять лет после строительства с Южного Сахалина будут выведены воинские части, и здание останется пустовать. Позже в нем разместится Музей губернаторства Карафуто. С 1937 года постройку будет использовать военная полиция. А в 1945-м здесь расположится гарнизонный военный суд. Вместе со штабом охранных войск Карафуто в октябре 1908 года по проекту архитектора Каметаро Ито японцы возвели одноэтажное здание военного госпиталя. 

В 1913 году военный гарнизон будет выведен из города, и население Карафуто резко уменьшится. Спустя четыре года ситуацию изменит начало работы бумкомбината, построенного компанией “Одзи Сэйси”, город вновь “оживет” и станет наполняться жителями. 

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Подъем в 08.00. Пасмурно. Дождит.
За завтраком замечаем на кухне висящие под потолком морские часы с 24-часовым циферблатом.

Часы противоударные, антимагнитные, водонепроницаемые, с индивидуальным номером. Вот это железная мощь!

Мы покинули гостеприимный маяк и направились в сторону Орлово.

По дороге недалеко от маяка – в пойме то ли реки Яловки, то ли ручья Садового – мы обнаружили выходы базальта.

Магматическая порода. Оно и не удивительно: рядом древние вулканы – гора Краснова и гора Ичара. Кстати, гора Ичара, видна с материка и в древности служила чем-то вроде ориентира для жителей и путешественников.

Углегорск.

По пути заехали в поселок Поречье, расположившийся у склона сопки в стороне от дороги. Поселок по масштабам довольно большой. Видно, что некогда тут процветало сельское хозяйство. Сейчас всё существует по инерции. Население – 310 человек. Местами можно увидеть дома с зияющими окнами-бойницами.

Едем на Углегорск. Погода налаживается: дождь кончился, на море – солнечные блики. Но всё же холодно.

В Углегорске нас интересует памятник архитектуры эпохи Карафуто – синтоистское святилище.

– Вам японская церковь нужна? – переспрашивают люди, к которым мы обращаемся с вопросом. Отвечают, что она в районе порта, и объясняют, как туда проехать.

Наконец видим в распадке ворота-тории.

Это храм Эсутору-дзиндзя. Эсутору – японское название города Углегорска. Здесь, на берегу, в августе жаркого и победного 1945 года была произведена высадка советского десанта.

Перед воротами стоит стела, надписи на сторонах которой гласят: с западной стороны – «Храм префектурального значения Эсутору» (если не ошибаюсь, Эсутору-дзиндзя входил в тройку крупнейших на Карафуто, наряду с Сиритору-дзиндзя и Карафуто-дзиндзя); с северной стороны – «Спонсор: АО «Оптовый морепродуктовый рынок Эсутору»; с восточной стороны – «В честь 2600-летия образования государства»; с южной стороны – «Генерал армии Угаки Кадзусигэ собственноручно»

На самих воротах, на восточной стороне столбов надписи свидетельствуют о спонсорах: «Кредитно-потребительское товарищество города Эсутору» и «В честь 2600-летия образования государства».

Взбираемся по дороге, ведущей вверх до самого храма, через лес.

Храм находится в разрушенном состоянии. Много поваленных сооружений, они зарастают бурьяном. Если что-то ещё и не повалилось, то перспективы этого налицо: строения нависают над обрывом.

Едем в город.

Кстати, в Углегорске есть весьма неплохой музей – советуем в него зайти. Он находится в отдельном ухоженном здании. И он стал последним пунктом нашего пребывания в этом городе.

Из Углегорска мы выехали уже в сумерках. Назавтра у нас намечено восхождение на гору Краснова (1093 м), поэтому сегодня решили приблизиться к горе по максимуму, разбить поблизости лагерь, а с утра начать восхождение.

Недалеко от реки Стародинской уже в темноте, в совершенно безлюдном месте, когда позади остались поселки Краснополье и Медвежье, на перевале, мы заприметили сторожку, в окне которой мелькал огонек. Решено было попытать счастья: не хотелось ночевать в палатке в такой холод. Навстречу вышел человек с фонарем, и вскоре нам уже было объяснено как добраться до другой сторожевой будки, что в ста метрах отсюда. Та будка пустует, поскольку у сторожа сегодня выходной, там есть печка, без проблем можно заночевать (как выяснилось это будки сторожей, стерегущих дорожно-строительную технику).

Мы поехали по указанному маршруту и вселились в сторожку с двумя лавками, столом и печкой-буржуйкой. Вот уж повезло так повезло. Тем более что вдоль реки Стародинской, неподалеку от которой мы находимся, идет лесная дорога до самой горы Краснова.

Растопили печку – дрова были аккуратно сложены возле нее. Вскоре температура внутри стала повышаться. Разложили на столе ужин.

Ночью на небе были необычайно крупные звезды. Молодой месяц заливал своим светом всю округу. Звенящая тишина, потрескивают дрова в печурке, играя бликами огня на стене. Накаленная печь дает жар, постепенно становящийся невыносимым – приходится открывать дверь. А на улице мороз. От жары клонит в сон.

Подневольное освоение

Выход каторжан на поселение в 80-90 гг XIX века составлял около 800 человек в год, и селения на Сахалине стали появляться одно за другим. Так, если за двенадцать лет (1874 — 1885 гг) было основано 21 селение, то за последующий аналогичный период (1886 — 1897 гг.) — ровно 100. К 1898 году на острове было более 130 русских селений, в том числе в Александровском округе — 37, Тымовском — 28, Корсаковском — 68 селений. После этого «увлечение колонизацией» закончилось, и новые селения почти не появлялись.

Жизнь в сахалинских поселениях, которые возникали среди нехоженой тайги, во многом зависела от дорог и связи. В 1881 году первый телеграфный кабель соединил Дуэ с материком. Через три года линию провели от поста Александровского до селения Рыковского, а в к 1892 году — до поста Корсаков. Но в целом сообщения внутри острова были развиты плохо. К 1900 году лишь 80 из более чем 130 селений соединялись проезжими дорогами — их общая протяженность составляла всего около 600 верст.

Без нормальных дорог, кроме узких лесных просек, оставались 52 селения. Они были отрезаны от цивилизации практически круглый год. Отсутствие дорог тормозило заселение Сахалина и ставило администрацию в безвыходное положение — снабжать поселенцев было практически невозможно.

По «Положению об управлении о. Сахалином» от 15 мая 1884 года главное руководство всеми сахалинскими делами принадлежало генерал-губернатору, а местное вверялось начальнику острова, назначаемому из военных генералов. Административно остров делился на три округа: Александровский, Тымовский и Корсаковский. В ведении начальников округов и окружных полицейских управлений находились поселения и тюрьмы.

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на Сахалине проживало 28,1 тысячи человек. В том числе в Александровском округе — 11,1 тысячи, Тымовском — 8,4 тысячи, Корсаковском — 8,6 тысячи человек. Влияние каторги отразилось на демографических характеристиках населения, 72,8 % которого составляли мужчины и только 27,2% — женщины. Этот факт неблагоприятно сказывался на «приживаемости» населения и его бытовом укладе.

По национальному признаку население Сахалина было представлено почти всеми народами империи. Большинство составляли русские – 56,3%, затем украинцы — 8,4%, поляки — 5,8 %. Всего на острове проживали представители 20 национальностей. Около 15% населения составляли коренные малочисленные народности: нивхи — 7,1%, айны — 5,1, уйльта — 2,5%.

Плейлист каторжанина:

  • Ах ты доля — Сергей Садовников
  • Прошальное слово — Сергей Садовников
  • Зачем я, мальчик, уродился — Сергей Садовников
  • Идёт он усталый — Сергей Садовников
  • Песня каторжника — Николай Шевелев
  • Скажи мне товарищ, как попал ты в рудник — Дмитрий Ершов
  • То не ветер ветку клонит — Хор каторжников тобольской каторги

Приезд императора

В 1920 году, после Николаевского инцидента, в Тоёхара вновь был введен военный гарнизон. В 1925 году, вскоре после возвращения северного Сахалина СССР, оттуда в южную часть острова переехало значительное число жителей. 

— К этому времени в городе уже действовали два кирпичных завода мощностью 16 млн кирпичей в год. Переработку древесины осуществляли 6 лесозаводов. Работали 13 предприятий пищевой промышленности: три завода по производству японского алкоголя, два завода по производству соевой пасты, две мельницы, рисоружка, рефрижератор, консервный и мясообрабатывающий заводы, — перечисляет Игорь Самарин. — Кроме этого, в Тоёхара работали паровозоремонтные мастерские, два кожевенных завода. На привозном сырье действовала фабрика резиновой обуви, выпускавшая до 7,8 тысячи пар обуви в месяц. На жире нерпы работал мыловаренный завод с производительностью 7-8 тонн мыла в месяц. В городе имелись две электростанции мощностью 4120 кВт, автоматическая телефонная станция, обслужившая 1800 номеров, два кинотеатра.

Отстроили и новое здание мэрии Тоёхара, окончание строительства было приурочено к визиту на Сахалин принца Хирохито. Будущий император Сёва посетил Карафуто в августе 1925 года. Двухэтажное деревянное здание оформили просто. К этому времени японцы уже отказались от парадных и нарядных “фахверков” начала XX века. Единственным декоративным элементом здания мэрии был фронтон с фестонами, украшающий парадный вход.

С развитием экономики в Тоёхара стали развивать и банковское дело. Так, компанией “Эндо-гуми” было построено здание Тоёхарского отделения банка “Хоккайдо Такусёку Гинкоу”. Строительство началось в 1929 году, а уже 24 сентября следующего года японцы объявили об окончании строительства. Здание расположено на главной улице Южно-Сахалинска. Строение отличается массивными серыми стенами и венчающими фасад ложными фронтонами. Вертикальные оконные проемы и сдвоенные колонны создают строгий ритмический рисунок, скрадывающий подчеркнутую асимметричность плана. С 1989 года в здании бывшего банка расположился Сахалинский областной художественный музей. 

— В феврале 1934 года архитектор Ёшио Кайзука начал разрабатывать проект здания для губернаторства Карафуто со специальным помещением для заседаний. Двухэтажное железобетонное здание с пентхаусом выделялось большими арочными оконными проемами на втором этаже и сплошным вертикальным остеклением лестничной клетки. Большой конференц-зал располагался на втором этаже, на первом этаже находились рабочие кабинеты. Стоит отметить, что многие сооружения, построенные архитектором Ёшио Кайзука, сохранились до сих пор. Самым интересным с архитектурной точки зрения объектом является здание краеведческого музея. Помимо административных зданий японцы возводили и жилые дома. Все они перестроены, тем не менее, каждый из них хранит в себе то традиционное, что вносили японцы в архитектуру каждого дома, — подчеркивает Игорь Анатольевич. 

У каждого свое предназначение

Меньше внимания японцы уделяли Курильским островам, поскольку их «природные данные» значительно уступали тем, что были у Сахалина. Некоторые острова и вовсе оказались непригодны для жизни — известно, что в 1840 году население российских Курил составляло всего 212 человек. Так что даже теперь на них находятся исключительно военные объекты.

Однако после передачи Японии островам так или иначе нашлось применение. Например, крупнейший остров цепи — Итуруп — был заселен японскими колонистами. По данным на 1930 год, там проживало порядка 6300 человек. По переписи того же года на Кунашире место себе нашли порядка 8300 японцев. Еще около тысячи человек поселились на Шикотане. Сюда в 1883 году со средних и северных Курил были свезены айны. Так остров стал их новым местом компактного проживания.

Колонизаторы, как правило, занимались разведением домашнего скота и фермерским сельским хозяйством, но основным видом деятельности была добыча рыбы. Так, рыбаки Шикотана контролировали до 20% мирового промысла китов. Однако, как и на Сахалине, вылов носил массовый характер, из-за чего рыбацкие деревушки быстро пустели и так же быстро возникали.

Большего же японцам за долгие годы владения создать не удалось. Хотя необходимо признать тот факт, что освоение некоторых островов был начато именно ими. Сегодня некоторые из них, в частности Итуруп, — единственные заселенные в целых городских округах.

Самые красивые места Сахалина

Многие туристы влюбляются в этот остров и мечтают попасть на Сахалин, едва увидев фотографии его природных красот. А отзывы побывавших там туристов можно слушать вечно: настолько многогранна природа Сахалина. Выделить определенные красивые места сложно, но мы попробуем. Сделали обзор самых живописных мест, куда обязательно нужно попасть при путешествии по Сахалину.

Охотское море

Охотское море – одно из самых крупных морей, омывающих нашу страну. Его воды имеют серо-стальной оттенок, а круиз по Охотскому морю – это приключение, которое запомнится на всю жизнь. С палубы теплохода можно посмотреть на первозданные ландшафты, увидеть тюленей, отдыхающих на камнях, и необычных птиц, которые гнездятся на отвесных скалах. Из морской пучины то и дело выплывают величественные киты. Береговая линия Охотского моря – это заливы и высокие берега, которые круто обрываются вниз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий