Дополнительные вопросы
Как оспорить наложение сервитута
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Когда нельзя установить
Единственное исключение – это невозможность эксплуатировать землю по назначению. Тогда используется право на полное отчуждение земли. Собственнику платят компенсацию и получают землю в полное распоряжение.
Но в этом случае речь идёт только об общественном, публичном сервитуте и только о строительстве какого-либо объекта. В других случаях такое изъятие проводиться не может, поскольку право на частную собственность выше, чем необходимость установить ограничения на использование территории.
Судебная практика
Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.
После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).
Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.
Комментарии:
* С 01.10.2019 г. истец самостоятельно должен направить исковое заявление и приложения к нему участникам процесса
До 1 октября 2019 года истец направлял в суд копии искового заявления и приложений к нему по количеству ответчиков и третьих лиц, а уж суд направлял полученные документы всем указанным в иске участникам процесса.
С 1 октября 2019 года истец должен самостоятельно направить другим участникам процесса копию иска и иные приложенные к иску документы, а в суд представить подтверждение их отправки (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).
В п. 6 приложения к приведенному исковому заявлению следует сослаться на “уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют”.
Определения понятий: “сервитут”, “публичный сервитут”, “соразмерная плата за сервитут”.
Исковые заявления о сервитуте (иски об установлении сервитута; иски о прекращении сервитута; иски об установлении или изменении платы за сервитут
Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов)
Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута
При решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений (см. подробнее п. 2 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года).
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута законодательством не предусмотрен
См. подробнее п. 1 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Установление земельного сервитута при отсутствии иной возможности пользования участком
Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (см. подробнее п. 7 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Условия сервитута лишают возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием
Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (см. подробнее п. 8 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Определение судом всех условий сервитута, на которых он устанавливается
В “Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года содержатся следующие разъяснения:
Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: – сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, – содержание сервитута, – вид сервитута, – сферу действия, – срок сервитута, – условия о плате за сервитут, – виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.
См. подробнее п. 10 Обзора практики
Установление сервитута при нескольких вариантах прохода (проезда) к земельному участку
При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут (см. подробнее п. 9 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Плата за сервитут исходя из принципов разумности и соразмерности
Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей (см. подробнее п. 12 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Что является основанием возникновения сервитута
Ст. 23 Земельного кодекса РФ устанавливает, что основанием возникновения сервитута является перечень причин и случаев, состоящий из:
- необходимости прохода или проезда через земельный участок в случае отсутствия иного пути;
- требования использования территории для прогона сельскохозяйственных животных и их выпаса, сенокошения в определённые периоды;
- необходимости осуществления дренажных работ;
- требования использования земли для охоты и рыболовства;
- возникновения потребности в ремонте коммуникаций;
- необходимости задействовать территорию для проведения исследовательских и изыскательских работ в течение определённого срока;
- когда земля задействована в целях исследовательских и изыскательских работ на определенный срок.
- возникновения личных нужд у собственника соседнего участка, которые невозможно удовлетворить без использования территории данного надела.
Различные цели установления земельного сервитута влияют на его вид и на способ реализации данной процедуры.
Рассмотрение дела и решение суда
Что это такое: понятие и суть
Частный сервитут – это один из видов обременений, связанных с земельным участком. Суть его заключается в том, что кроме собственника использовать территорию может другое физическое или юридическое лицо, в рамках заключенного договора, с примером которого вы сможете далее.
Внимание. Договор может быть заключен не только в отношении всего участка, но и
Договор может быть заключен не только в отношении всего участка, но и
его части
Кроме частного, законом предусмотрено установление публичного сервитута.
Личное обременение отличается по следующим признакам:
- Оно может устанавливаться в отношении не только земельных участков, но и другой недвижимости.
- Круг участников сделки четко ограничен рамками договора.
- Стороны договариваются между собой. Согласование с третьими лицами, например, органами власти, не требуется.
- В рамках заключенного договора собственник вправе требовать денежную компенсацию с пользователя за неудобства, связанные установлением обременения.
- Сервитут может быть отменен по инициативе владельца, если необходимость в нем отпала, либо обременение препятствует использованию земельного участка по назначению (об основаниях для прекращения сервитута мы рассказывали здесь).
- Личный сервитут устанавливается в интересах конкретного лица.
Важно. Инициировать процедуру установления частного сервитута могут как физические, так и юридические лица
Более подробное сравнения частного и публичного сервитута мы приводим в этом материале.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB
Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.
Участок, в отношении которого возникает сервитут, называется обремененным.
Частный сервитут устанавливается в пользу отдельного гражданина или коммерческого предприятия и подразумевает оформление соглашения между физическими и/или юридическими лицами об ограниченном пользовании земельным участком (к примеру, когда проведение газовых коммуникаций к частному дому возможно только с использованием соседней территории).
Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.
Если же обременение осуществляется в пользу государства и населения, сервитут именуется публичным. При публичном сервитуте владелец также может потребовать выплат от государства или муниципалитета, но лишь в том случае, если обременение в значительной степени затрудняет эксплуатацию земельных ресурсов хозяином.
Условия и порядок установления публичного сервитута относятся к сфере применения земельного законодательства и регулируются одноименным кодексом.
Установление земельного сервитута
Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.
Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.
Основания возникновения сервитута
Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:
- потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
- строительство дорог, транспортных узлов;
- возведение линий электрификации, инженерных сетей;
- дренажные работы;
- установка геодезических, межевых знаков;
- сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
- разведение рыбы, рыболовство, охота;
- временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.
Появляется потребность в использовании соседней территории для:
- строительства;
- установки оборудования связи;
- монтажа коммуникаций;
- перемещения к объекту недвижимости;
- иных нужд, не ущемляющих владельца участка.
Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:
- федерального закона;
- акта органов местного самоуправления;
- акта регионального законодательства субъекта РФ;
- судебного решения.
Условия и процедура установления сервитута
Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.
Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.
Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.
Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель. Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек. И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.
Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:
- сведения о сторонах договора;
- информацию об участке;
- цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
- план землепользования с обремененным участком или его частью;
- сроки действия сервитута;
- размер платы, сроки, порядок ее внесения.
На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе. При возникновении разногласий у сторон или сложных вопросов мы рекомендуем обращаться к юристам, имеющим опыт судебных споров по земельному праву.
Наложение сервитутов через суд
Ситуацию, при которой гражданин, желающий получить доступ к частичному пользованию земельным участком соседа, и сам сосед не достигают взаимопонимания, может разрешить только судебная инстанция. Однако перед обращением в суд претендент на пользование соседской территорий должен:
- составить текст соглашения и направить его будущему ответчику;
- осуществить землеустроительное изыскание на предмет обоснования установления обременения;
- произвести оценку стоимости пользования чужим наделом.
При этом истцу следует не упускать из виду, что накладывание сервитута должно создавать неудобства для владельца надела в минимальной степени и одновременно сопровождаться выплатой компенсации.
После этого у заинтересованного лица появляется возможность подать иск или ходатайство в судебную инстанцию. При этом он должен предоставить суду доказательство необходимости пользования чужим участком. Доказательная база должна содержать сведения:
- об отсутствии у истца реальных возможностей реализовать свои права без использования чужого надела;
- об отсутствии возможности договориться с владельцем соседнего участка;
- о согласии истца на денежную компенсацию ответчику в разумных пределах;
- о сроке обременения.
Если суд оценит весомость представленного доказательства, он вынесет положительное решение по иску. Затем оформленный сервитут на участок, как уже подчёркивалось, обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.
Вынесенное положительное судебное решение гарантирует истцу беспрепятственное использование чужого земельного надела.
Публичный сервитут
Основания его возникновения — законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.
Цели установления публичного сервитута:
- перемещение по территории участка;
- проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
- установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
- обеспечение водой;
- прогон скота;
- сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
- охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
- сбор дикорастущих растений;
- проведение исследовательских работ;
- свободный доступ к побережью.
Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.
Какие документы должны быть подготовлены для оформления?
Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.
В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:
- Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
- Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
- Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
- Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.
В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:
- Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
- Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
- Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
- Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
- Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
- Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.
В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.
Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.
Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.
В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.
Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:
- Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
- Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
- Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.
В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.
Классификация
Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.
Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.
Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.
Данная категория подразделяется на 3 подвида:
- городской;
- лесной;
- водный.
Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).
Наличие документа требуется для:
- определения места под сенокос;
- возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
- археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
- реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
- того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
- общественного досуга (напр., рыбалки);
- дренажных работ
В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.
Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:
- электричеством;
- системой водоснабжения, трубопроводом;
- телефонной линией;
- дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.
Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.
Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.
В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.
Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.
Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).
Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.
Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.
Когда применяется публичный сервитут
Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.
Основания наложения обременения включают:
- прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
- прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
- прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
- проведение исследовательских и поисковых работ;
- строительство общественных объектов;
- возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
- размещение информационных знаков;
- выполнение дренажных работ.
Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре. Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.
Когда необходим частный сервитут
Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов. Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:
- необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
- проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
- возведение и ремонт объектов недвижимости;
- обеспечение иных нужд собственника.
Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:
- предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
- собственникам невыгодно доводить дело до суда;
- лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.
Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.
Как дополнительно различают сервитуты
Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.
Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:
- водный (использование водоемов);
- лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).
Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе. Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.
Виды
С правовой точки зрения обременения на земельный надел бывают в виде:
- Частного сервитута, который применяется в результате достигнутого и зарегистрированного соглашения в интересах определённых лиц или организаций. Чаще всего носит платный характер, который возникает из-за требования владельца обременённого участка от граждан и юридических лиц денежной компенсации за причиняемые ими неудобства. Исключениями здесь служат случаи, когда используется федеральное законодательство, требующее применения безвозмездного обременения, или когда владелец обременённого надела добровольно отказывается от платы.
- Публичного сервитута, устанавливаемого на основании нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Его установлению подлежат территории земли, по которым проводятся коммуникации общественного пользования. В данном случае владелец земли на денежную компенсацию в связи с наложением обременения претендовать не может.
Также сервитуты на землю классифицируются по временным факторам использования наделов. При этом они подразделяются на:
- Срочные, определяющие конкретный срок своего действия или обозначающие событие, с наступлением которого сервитут снимается. Обычно подобное обременение накладывается при прокладке коммуникаций и т. п. работ, по завершению которых действие прекращается.
- Постоянные, позволяющие использовать землю без ограничений во времени. Чаще всего они используются при нахождении земельных участков на территориях государственных природных объектов.
- Постоянно-временные, когда необходимость использования земли возникает эпизодически на протяжении бессрочного периода. Это связано обычно с ситуациями, зависящими от времени года, например, в весеннюю распутицу.
Ключевые отличия
Различные виды обременений, о которых шла речь выше, характеризуются принципиальными отличиями:
- В то время как публичный сервитут ориентирован на широкомасштабные потребности использования участка в муниципальных и государственных интересах, а также на решение проблем широкого круга лиц, частный тип предназначен для обеспечения гражданских прав узкого круга лиц и отдельных организаций.
- С другой стороны, частный сервитут имеет для собственников земли преимущество в своём возмездном характере, чего лишён публичный вариант обременения.
- Кроме того, обременения публичного характера опираются на нормативно-правовые акты, тогда как частный базируется на требованиях землевладельца, отдельных организаций или группы граждан.