Как происходит процесс
Шлифовка и полировка гранита
Для получения результата высокого качества применяются специальные жесткие или мягкие полировальники. Могут также применяться войлочные круги.
Рекомендуется применение специальных вспомогательных материалов, которые представляют собой суспензию, полученную путем добавления воды к порошкам оксида хрома, олова, алюминия. Консистенция смеси должна соответствовать густоте сметаны.
Показатель качества полировки — появление у поверхности камня отражающих свойств и изменение оттенка на более темный.
В качестве полировальников применяют приспособления из разных материалов, в зависимости от типа обрабатываемой поверхности:
- не требующей высокоточного исполнения, т.е. сферы, кабошоны, плоскости
- требующей создания ровной геометрической плоскости или огранки
Первый вариант позволяет применение эластичных материалов, какими являются ткань и кожа, древесина и резина.
Приспособления для второго типа полировальников изготавливают из пластических масс или древесины.
Войлочный полировальный круг
Поскольку войлок склонен к быстрому изнашиванию, то рекомендуется следить за равномерным применением круга. Рекомендуемая его толщина — 25-50 мм. Оптимальная скорость вращения, по мнению специалистов, от 5 до 10 м в секунду, именно такая обеспечивает наиболее качественную полировку.
Применение войлочного круга не всегда оказывается достаточно эффективным, его не рекомендуют использовать для полировки нефрита, лазурита, других материалов, склонных к недополировке. Для камней такого рода лучше использовать деревянные или кожаные полировальники.
Преимуществом применения специальной пневмомашинки является возможность:
- работы на разных скоростях
- применение любого вида полировальника
Кожаные полировальники служат длительное время, поскольку качественно выделанный материал отличается высокой прочностью. Для изготовления приспособления кожу нужно брать не окрашенную, обязательно — качественной выделки. Подходящие куски закрепляют на специальных формах или приклеивают непосредственно на шлифовальный диск.
Рекомендуется для полировальника использовать кожу толщиной порядка 3 мм, такой материал обладает достаточной гибкостью и обеспечивает идеальный контакт с плоскостями камня. Перед началом работы полировальник сначала смачивают мыльным раствором, после размягчения — наносят оксид хрома.
Аналогичный технологический процесс соблюдается при работе с деревянными полировальниками. Поскольку материал является достаточно твердым, то в процессе полировки его рекомендуется постоянно увлажнять. В качестве полировального порошка подойдет диоксид олова.
В качестве полировальников могут применяться и другие материалы:
- фанера и пробка
- ковровый материал и брезент
- ленточный атлас и саржа
Виды обработки камня
Облагораживание камней — лишь один из этапов обработки самоцветов, который не является обязательным. Перед тем как попасть в руки ювелира и стать частью украшения, все ювелирные камни проходят через процесс обязательной обработки. Ее методы подбирают в зависимости от основных физико-химических свойств минерала: прозрачности, твердости, наличия или отсутствия рисунка.
Современная обработка включает следующие способы:
- Распил породы — осуществляется на станках, оснащенных ленточными, дисковыми или канатными пилами. В качестве альтернативного варианта промышленной распиловки добываемой породы для этой цели используют лазер.
- Обдирка — придание сырью предварительной формы.
- Шлифовка — промежуточный этап, который позволяет получить равномерную шероховатость поверхности камня и лучше оценить его форму.
- Лощение — раскрывает рисунок и структуру минерала, для чего используются шлифовальные круги с напылением шлифовальных порошков.
- Огранка — вместе с предыдущими методами является неотъемлемой частью обработки прозрачных драгоценных камней, в результате которой удается максимально полно раскрыть блеск и светопреломление минералов.
- Полировка — финальная стадия, в результате которой поверхность камня приобретает зеркальный блеск.
- Гравировка — декоративный вариант обработки, который состоит в нанесении рисунка на поверхность.
Раскалывание или резка
Очищенные и отмытые камни надо отсортировать.
Прежде чем начать работу над поделкой, надо:
- Расколоть камень, удалить все лишнее.
- Для раскалывания (препарирования) крупных образцов следует изготовить специальные приспособления: струбцину с двумя зубцами из закаленного металла или тиски, в которых вмонтированы два уголка с победитовыми зубьями.
- Режется камень специальными алмазными кругами или алмазными пилами, имеющимися в продаже.
Станок для резки, шлифовки можно собрать на базе электрического точила или электрического сверлильного устройства ЭЗС-1.
Можно эксплуатировать для обработки камня и другие электродвигатели в диапазоне мощности от 0,25 до 0,5 кВт и частоте вращения от 1500 до 3000 мин. Установка прибора идет с расчетом того, что вам надо будет манипулировать различными размерами дисков и углами наклона.
Что надо учесть при работе:
- Для звукоизоляции станка дно ящика-подставки и опоры приставного стола обиваются резиной или войлоком.
- Под приставной стол станка ставят поддон с водой для регулярного охлаждения режущего круга.
- Второй поддон для воды устанавливают под планшайбой.
- При резке камень подают вдоль направляющей планки, положение которой регулируют на толщину пластины обрабатываемого элемента, который собираются отрезать.
- Подача камня — навстречу вращению режущего круга, тут все просто.
- Воду для охлаждения круга можно подавать и с помощью смоченного куска поролона, который держат левой рукой у боковой стороны режущего круга.
Для устойчивости у элемента природной породы предварительно срезают край, чтобы получить опорную площадку.
Если же у вас треснувший элемент ценной для вас породы, то перед его резкой проклеивают дефектные места эпоксидным клеем. Трещины обводятся на мокрой поверхности карандашом — так их лучше видно.
В домашних условиях применяется и обычная болгарка, диск по камню. Более точная обработка вашего предмета потребует применение станка типа “пилорама” с металлической, желательно подвижной платформой.
Полировка памятников из гранита
Профессиональные компании выполняют полировку памятников из гранита с соблюдением всех этапов технологии, на специализированном оборудовании. Но многие народные мастера настолько отшлифовали свои умения, что вполне обходятся обычной болгаркой и набором полировочных кругов.
Однако ручная обработка камня имеет свои недостатки:
- Если используется старая болгарка, которая «стучит», можно создать микротрещины в материале, которые в последствии любят заселять грибки и плесень. Бороться с такими последствиями будет очень сложно.
- В случае, если номер полировочных кругов подобран неверно или технология не соблюдалась, работа выполнялась «наспех», места реставрации будут слегка отличаться от основной поверхности.
Чтобы отполировать установленный памятник, на котором нет царапин и дефектов, выбирайте устойчивые воски и полироли, например марки Bellinzoni. Желательно предварительно использовать защитную пропитку, которая будет препятствовать проникновению влаги. Многие из них усиливают цвет, делая его более насыщенным. И уже после пропитки используйте как доводочное средство густой или жидкий воск.
Помните: прежде чем производить обработку памятника специальными составами, его нужно обязательно отмыть от пыли и грязи, а также вытереть насухо и убедиться, что поверхность освобождена от посторонних веществ и загрязнений.
Изготовление декоративного камня без использования формы
Производство искусственного каменного материала выполняется не только при использовании специальных матриц. Возможно, также сделать такой декор без помощи форм. Этот вариант очень простой. Несмотря на это, он позволяет изготовить оригинальные камни для облицовки строительных конструкций в частном доме.
Перед тем как сделать искусственный камень без формы своими руками, требуется подготовить трафарет. Его выполняют на обычной клеёнке. Вместо неё нередко используют картонный лист подходящего размера. На выбранном материале расчерчивают размеры будущих камней.
Хотя весь процесс изготовления искусственного каменного декора несложный, но для его выполнения требуется время и минимальный опыт работы со строительными материалами. Поэтому многим будет проще приобрести уже готовую продукцию и нанять специалистов для её укладки.
Декоративный камень, созданный без использования формыИсточник samsmogy-remont.ru
Сам процесс изготовления искусственного каменного декора выполняется следующим образом:
- Строительный гипс замешивают с водой в ёмкости из силикона. Вместо неё можно использовать любую тару, внутри которой предварительно размещают мешок для мусора. Тем более его всегда можно выбросить после использования.
- Трафарет защищают с помощью прозрачной клеёнки.
- Подготовленную смесь распределяют по поверхности клеёнки в пределах границ, которая обозначена на трафарете.
- Подсыхающей гипсовой смеси придают требуемый рельеф. Для этого используют шпатели разного размера.
- Подсыхающую гипсовую смесь разделяют на отдельные фрагменты в соответствии с разметками на трафарете.
- Готовые отвердевшие плитки снимают с клеёнки примерно через 15-20 минут.
- Плиточный декоративный материал просушивают в течение 1 дня.
Что такое облагораживание камней
Природные минералы с высокими показателями прозрачности и насыщенной окраской — большая редкость. Большинство добываемого сырья имеет мелкие дефекты, неравномерную или бледную окраску. Чтобы улучшить качество и характеристики ювелирных камней, были разработаны методы их облагораживания. В отличие от природных самоцветов, облагороженные образцы стоят дешевле. Более того, в сопровождающих документах должна быть указана информация о том, был ли минерал облагорожен.
Она состоит в целенаправленном физико-химическом воздействии на сырье, в результате чего удается добиться повышения ключевых потребительских качеств минералов.
Например, ювелиры заметили, что при нагревании прозрачных или слабоокрашенных кристаллов аметиста, которые имеют невысокую рыночную стоимость, можно получить востребованные желтые камни, напоминающие цитрины. Популярными стали минералы с зональной окраской, называемые аметринами: при нагревании аметиста лишь с одной стороны получается кристалл желтый с одного конца и фиолетовый с другого.
Основные способы облагораживания камней, которые приняты в ювелирной индустрии и считаются допустимыми:
- Отжиг (термическая обработка). В результате воздействия высоких температур многие минералы приобретают более насыщенную окраску. Кроме того, этот метод используют для устранения нежелательных оттенков (например, синих у рубинов) или включений (например, рутила в сапфирах).
- Обработка маслом — применяется в тех случаях, когда необходимо скрыть трещины. Процесс облагораживания состоит в том, что в раскол, из которого выкачаны воздух и вода, под высоким давлением впрыскивается масло, имеющее схожий коэффициент преломления. В результате трещины становятся практически незаметными.
- Обработка эпоксидной смолой, как и промасливание, улучшает показатели прозрачности образцов и повышает их прочность.
- Радиоактивное облучение — основной метод получения редких в природе голубых топазов, цветных алмазов и кварцев. В зависимости от вида минерала используется рентгеновское, ультрафиолетовое, гамма-излучение или воздействие потока энергетических частиц (нейтронов, протонов, электронов или альфа-частиц).
- Нанесение покрытия — позволяет получать кристаллы с необычной окраской, например, после нанесения на поверхность топаза тончайшей пленки из драгметаллов получают мистик-топаз, отличающийся радужными переливами.
Какова рентабельность бизнес-идеи?
Индивидуальность каждого отдельного случая показывает, что бизнес-идея не имеет какого-либо стабильного показателя эффективности и рентабельности. Все зависит в первую очередь от человека, его наклонностей к ведению бизнеса и ряда других факторов. Однако, если следовать своей цели и стремиться к успеху, можно добиться хороших результатов в производстве резаного гранита.
Как продавать свою продукцию?
Для успешного ведения бизнеса по производству резаного камня обязательно следуйте следующим советам:
- избегайте посредников. Работайте напрямую с конечным покупателем;
- рекламируйте свой товар. Для этого прибегайте к рекламе по телевидению и радио, не забывайте про Интернет;
- посещайте выставки, проходящие по вашему профилю. Возможно, именно здесь вы встретите своих постоянных клиентов;
- прибегайте к маркетинговым ходам: наглядная реклама, отзывы и акции.
Главное, что необходимо знать в начале любого бизнеса, — это планирование. Только с его помощью можно правильно и эффективно распределить ресурсы, просчитать расходы и предугадать прибыль, тем более что в производстве такого строительного материала на дому вы будете одним из первопроходцев.
Полировка изделия
Предварительная подготовка
После разрезки и шлифовальных работ минерал полируют. На этом этапе он полностью раскрывает цвет и структуру.
Самоцвет нужно подготовить к полировке. Потому что составы, которые вы будете использовать, забивают поры изделия. Натуральный цвет изменится на несколько тонов, и камень станет бракованным.
Изделие предварительно обрабатывают расплавленным парафином. Он создает защитный слой.
Нагрейте минерал и опустите в состав на 2-3 минуты. Затем очистите застывший парафин деревянным скребком.
Камень готов к полировке.
Также для нанесения защитного слоя подходит канцелярский клей. Налейте средство в глубокую емкость и опустите в него камень. Оставьте на 12 часов. Затем аккуратно оботрите хлопчатобумажной тканью и начинайте полировать.
Есть еще один защитный материал – эпоксидная смола. Она продается в строительных магазинах.
Поставьте смолу в микроволновку на 10 секунд. Затем нанесите кисточкой на подогретый самоцвет. Излишки соскребите деревянной лопаткой.
Инструменты и материалы
Для полировки вам понадобятся:
- станок полировальник с крутящимся войлочным диском;
- тканевые, кожаные или войлочные кусочки;
- алмазная паста для полировки;
- мелкозернистый порошок из алмаза, окиси хрома, диамантина;
- кусок дерева и натуральной кожи.
Оптимальная толщина крутящегося диска 40-50 мм, а скорость вращения 5-10 м/с.
Распространенный способ – использование куска войлока вместе с алмазным порошком. Но если структура камня зернистая (нефрит, лазурит, родонит), его обрабатывают с помощью дерева или кожи.
Наносите полировочное средство маленькими порциями. Достаточно половины чайной ложки.
Лучше добавить вещество в процессе, чем взять слишком много. Излишек не придает минералу ослепительный блеск. Чрезмерное количество средства сделает поверхность изделия матовой.
Как отполировать камень в домашних условиях
Перед использованием станка полировальника предварительно смочите поверхность мыльной водой и включите устройство на 2-3 минуты.
Влага равномерно распределится по поверхности. Трение будет минимальным.
При проведении полировки на сухом диске трение усиливается. Удерживать камень становится сложнее.
Это правило распространяется на мягкие минералы – лунный камень, опал. Устройство не смачивают перед полировкой твердых самоцветов – жадеит, нефрит, родонит.
Насыпьте на диск алмазный порошок и включите агрегат. Полируйте от центра к краям минерала. Крепко прижимайте его к поверхности диска.
Каждые 3-4 минуты сбрызгивайте диск водой из пульверизатора. Иначе он перегреется.
Лучше взять шлифовальный станок с функцией переключения скоростей. Оптимально полировать на скорости до 2000 оборотов в минуту.
Не держите камень на одном месте дольше 30 секунд. Появятся выступы и царапины, которые ухудшат блеск.
Финальный этап
Под конец процесса обработайте самоцвет выдубленной неокрашенной кожей. Материал подходит для полировки всех драгоценных камней. Это можно сделать вручную вручную или на станке с кожаным диском.
Отполированный камень темнеет и приобретает зеркальный блеск.
Завершающая обработка
После полировки поверхность самоцвета обрабатывают декоративными средствами. Они продаются в ювелирных бутиках и магазинах с полировальными станками.
В продаже есть средства для тонирующего эффекта и подчеркивания структуры минерала. С помощью ювелирной косметики изделию придают «влажный» вид.
Мы рекомендуем покупать препараты для полировки и обработки минералов одной марки. Иначе полировочное средство может вступить в реакцию с компонентами полировочной пасты. Вы повредите поверхность камня и придется полировать его заново.
Огранка самоцвета
Еще один этап обработки драгоценного камня – огранка. Она раскрывает игру цвета и блеск минерала.
Свет попадает на грань и преломляется. Создается эффект сияния. Углы и число граней рассчитывают по математическим формулам.
Распространены следующие виды огранки: круг, овал, груша, квадрат, багет, маркиз, октагон, триллион, треугольник, сердца. Они отличаются формой и количеством граней.
Выбор зависит от хрупкости камня, наличия дефектов, сложности обработки конкретного образца.
Процесс трудоемкий и требует высокого мастерства.
В первую очередь, электроинструмент.
Для небольших площадей подойдет ушм с регулируемыми оборотами, «болгарка» как еще привыкли называть эту машинку. К машинке для шлифовки мрамора и полировки тоже, необходим, пластичный держатель (шлифовальная тарелка, желательно резиновая, с креплением тип — липучка.
Плашки для шлифовки(черепашки, сайты) берем по номерам №30 №50 №100 №200 №400 №800 №1500 №3000 Без плашек не обойтись, иначе царапины и пятна на мраморе просто не убрать.
Комплект шлифовальных черепашек не дешев, но на практике, пригодятся все номера. Как альтернатива плашкам, наждачная бумага в виде круга, но не простая наждачная бумага, а с алмазным напылением. Встретить такие расходники в обычных магазинах инструмента довольно сложно, дешевле и проще будет, сразу обратиться в специализированный магазин продажи алмазного инструмента.
С шлифовкой все решили, инструмент подобрали, приступим к шлифовке камня?
Как полировать?
Процесс полировки натурального камня может выполняться вручную или с применением механизмов. В поточном производстве памятников, ступеней, подоконников, столешниц из гранита, мрамора для этих целей чаще всего используется коленно-рычажный станок, но в домашних условиях он не слишком востребован. При достаточных усилиях можно сделать всю работу своими руками с использованием необходимых абразивов в порошке или жидком виде.
Полировка вручную
При самостоятельной обработке камня без технических средств мастеру пригодится химия для ручной полировки. Чаще всего в этом качестве выступает кристаллизатор для мрамора. А также могут потребоваться порошки, пасты, полироли
Важно понимать, что без специального инструмента работать можно только с довольно мягкими породами и минералами
Обработке кристаллизатором и пастами хорошо поддаются следующие виды камней:
мрамор;
Выполнение работ с использованием химии проводится в перчатках. Кристаллизаторы содержат органические кислоты, на 1 м2 поверхности уходит около 15-30 г сырья. Порошок смешивается с водой, разводится до пастообразного состояния, затем наносится на поверхность материала. Его растирают круговыми движениями фетровым диском – вручную или при помощи шлифмашины на малых оборотах. По достижении нужной гладкости смесь смывается.
По завершении кристаллизации необходимо промыть поверхность камня с использованием мыльного раствора. Затем ее протирают насухо ветошью. Финишная полировка проводится чистым влажным диском, обеспечивая полное устранение следов и остатков кислоты с поверхности. Если кристаллизация сразу не дала результатов, ее повторяют.
Полировка с «черепашками»
При наличии под рукой подходящей болгарки можно провести полировку камня до зеркального блеска в ускоренном режиме. Для придания лоска материалу потребуются «черепашки» – гибкие алмазные круги. Инструмент стоит взять компактный, чтобы рука не уставала. Обработка камня на примере гранита будет проходить в определенном порядке.
- Увлажнение поверхности. Проще всего подготовить пульверизатор с водой, чтобы смачивать камень по мере его высыхания.
- Первичная полировка. Ее начинают с довольно грубым абразивом. Номер насадки выбирается от 50 единиц. Ею проходится вся поверхность материала, убираются крупные царапины, оставшиеся после алмазной чашки. Затем насадка меняется на 100, выводятся видимые мелкие дефекты.
- Повышение гладкости. Для придания материалу глянца понадобится смена дисков на 200, 400 и 800 – на этом этапе поверхность камня все еще сохраняет матовость. Следующим берется P1500 – при такой зернистости поверхность материала перестанет быть матовой.
- Финишная полировка. Здесь последовательно применяются насадки P3000 и Buff.
В случае с более мягкими минералами и горными породами берут диски с более грубым зерном. Например, мрамор приобретает зеркальный блеск уже с насадкой P800. По завершении работ необходимо продолжить полировку вручную. Для финишной гладкости понадобится алмазная паста для полировки стекла, которая растирается по камню болгаркой с надетым на нее войлочным кругом. Оптимальная скорость – не более 2-х.
Как отполировать до блеска
Если облагораживание драгоценных камней предполагает изменение их свойств, то полировка использует качества, присущие самому минералу, и подчеркивает его природные достоинства.
Главный секрет успешной полировки в домашних условиях — постепенная смена абразивов: от более крупных к более мелким. В завершении процесса лучше использовать мягкие полировочные пасты в зависимости от типа минерала.
Подготовка к полировке
Полировка — финальный этап обработки натурального камня. После этого самоцветы можно использовать как вставки в украшениях и иных ювелирных изделиях.
Перед тем как перейти к полировке камня своими руками, он должен быть отшлифован. То есть его поверхность надо предварительно выровнять. Сделать это можно как вручную, используя наждачную бумагу, обернутую вокруг твердой основы и смоченную водой, так и с помощью специального инструмента.
Для шлифования, помимо станка, можно использовать болгарку или бормашину, на которые потребуется установить специальные насадки. Отшлифованная поверхность камня будет ровной и гладкой, но еще без зеркального сияния.
Чтобы отполировать минерал до блеска потребуются притиры из войлока, кожи или ткани, а также полировальные пасты или увлажненные тонкозернистые порошки — окиси хрома, диамантина, алмаза или трепела. Материалы следует подбирать в зависимости от особенностей обрабатываемого сырья.
Популярным средством для полировки камней является войлок в сочетании с алмазным порошком, но он не подходит для минералов с неоднородной структурой — волокнистой или зернистой. Поскольку они склонны к недополировке: на их поверхности часто образуются лунки или выступы. Для полировки таких минералов лучше использовать дерево или кожу.
Как происходит процесс
Завершающая обработка поверхности ювелирного камня проходит в несколько этапов:
- Чтобы подготовить полировочную поверхность к работе, необходимо смочить ее водой с небольшим содержанием моющего средства.
- Нужно дать полировальщику поработать вхолостую, чтобы влага равномерно распределилась и ушли излишки.
- Нанести на планшайбу алмазный порошок.
- Двигаясь от центра к краю, начинают полировку изделия, прижимая его с усилием к поверхности планшайбы.
- По мере высыхания поверхности трение будет усиливаться, тогда потребуется больше усилий, чтобы удержать кристалл.
- Чтобы не допускать перегрева рабочей поверхности, на нее периодически должна подаваться вода. Чтобы правильно отрегулировать ее подачу, следует учитывать, что чем тверже камень, тем большего давления и более сухой поверхности планшайбы требует его полировка.
- В завершении необходимо отполировать поверхность мягким материалом, например, войлоком.
В процессе работы следует учесть, что если шлифовальный станок имеет возможность изменять скорость вращения, то чтобы избежать недополировки образцов, надо выбирать показатели в пределах 500–2000 оборотов в минуту.
Обработка камней в домашних условиях — интересное хобби, которое может приносить доход. Работа с драгоценными минералами требует определенных навыков и знаний. Однако, кроме самоцветов, обрабатывают и более простые камни, например, булыжники или гальку: на их поверхность можно нанести гравировку, а также использовать красивые образцы в оформлении интерьера или сада.
Самодельный станок для полировки камней, перстни, запонки и другие украшения – в каждом из этих изделий камни играют роль скульптурного, художественного и строительного материала, а также служат основной деталью прикладной художественной композиции.
Думаете, речь идет о драгоценных камнях? Нет, самые простые.
Свою красоту камень откроет не каждому – он открывает ее только терпеливым. А ведь сколько усилий нужно приложить, чтобы правильно разрезать камень, шлифовать и полировать и обработать, чтобы получить задуманную форму.
За этот труд камни и дарят картину тысячелетий, оживает и радует волшебными оттенками и переливами. Если человек хотя бы однажды сможет сам добиться такого результата посредством ручной обработки камня своими руками, он влюбится в это дело окончательно и бесповоротно.