Краска патина – как нанести и выбор цветов

Виды составов

Битумный лак или патина используются для нанесения на резные узоры изделия. После чего его втирают вглубь резьбы, а затем остатки стирают с поверхности мягким материалом. Оставшаяся в углублениях патина придает узору благородный затемненный оттенок старины. Для того чтобы добиться более насыщенного темного цвета, нужно увеличить количество втираемого лака.

Шеллачный лак – состав, содержащий в себе специальную смолу и спирт. Лак придает изделию красно-оранжевый тон. Зачастую его применяют при патинировании дерева с золотым или бронзовым покрытием. С его помощью прекрасно подчеркивается текстура древесины, придавая гарнитуру вид обветшалости. Разводя лак, можно изменить тон окрашивания от темного к более светлому.

Патина из акрила – самый простой способ состаривания изделия акриловыми красками. Смесь намеренно небрежно проливается на изделие, а затем затирается в резьбу специальной щеткой. Цвет акрила можно выбрать самостоятельно, в соответствии с декором всего помещения. Оригинально смотрятся изделия терракотового цвета, покрытые золотой патиной, или дерево черного оттенка и серебро.

Восковая патина – это краска, содержащая в своем составе воск, разбавленный водой. Используется в основном для состаривания и затирания трещин в кракелюре и на рельефных рисунках.

Патина на металле: пошаговая инструкция

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой

При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия

Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм

Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали — охровый или желтый;
  • на бронзе и латуни — коричневый;
  • на серебре — темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро;
  • под натуральную медь;
  • под золото;
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

  • синий;
  • фиолетовый;
  • розовый;
  • красный.

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение

Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

Обжиг ручной газовой горелкой

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Структурированная поверхность на сосне

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Покрытие заготовки лаком

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Покрытие заготовки маслом

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Заготовка, покрытая маслом и лаком

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Древесина после обжига

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

Труба для обжига

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Поджигание трубы

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Горение досок в трубе

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Обожжённые в трубе доски

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.

Обжиг газовой горелкой

В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.

Обожжённая доска

Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.

Покрытие льняным маслом

Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.

Обожжённая и обработанная доска

Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами

Материалы для патинирования:

Патинирование производится с помощью специальной краски, которая зачастую имеет в своём составе частицы бронзы, серебра и золота. Это покрытие сохраняется намного дольше, чем естественный налёт. Кроме того краска дополнительно защищает дерево от разрушения. Краска практически на любой традиционной основе может быть использована для патинирования. Цвет краски может быть, как золотистым, серебристым, так и красным, фиолетовым, голубым и других ярких тонов. Патинирование производится на массиве, ламелях и МДФ.

Для создания искусственной старины используется довольно много видов патинирующих составов это: морилка, акрил, битум, шеллак, воск, масло. При этом получаются различные оттенки с индивидуальным эффектом.

Это может быть:

индивидуальное покрытие;

частичное облагораживание;

кракелюрный эффект.

Консистенция состава также может быть различной, это может быть и густая паста, которая позволяет придать древесине золотистых, красных оттенков. Для придания эффекта свечения и придания древесине благородных оттенков используется жидкая патина (с синтетической либо водной основой). Для углублённого эффекта старины с кракелюрным эффектом используется фацетный лак. При его нанесении поверхность покрывается трещинками.

Правильное патинирование деревянных поверхностей начинается с браширования. Мягкие волокна древесины удаляются жёсткой щёткой, жёсткие продольные волокна остаются целыми. Для патинирования используется тёмная морилка. Акрил для патинирования практически универсален и может использоваться не только на дереве, но и на гипсе и металле. Акриловая патина имеет серебристый, золотистый, голубой и другие не менее красивые цвета. Патинирование может производиться на всей поверхности изделия или лишь на её отдельной резной выступающей части.

При нанесении разных оттенков составов получается более глубокий и сложный цвет. Для тонкого налёта или наоборот насыщенного золотого оттенка используется битумный лак. Все углубления в древесине становятся чёрными, а грани начинают выступать наружу. Этот лак состоит из битумного полимера, уайт-спирита либо скипидара. Поверхность после высыхания должна быть покрыта шеллачным лаком. Для создания перламутрового перелива используется состав на основе воска. Этот вид патины может использоваться для деревянных изделий, которые будут размещены во влажных условиях, так как защищены от влаги восковым слоем.

Шеллак, это краска-лак жёлтого, красно-коричневого цветов. Основной цвет, структура при этом сохраняются. Шеллак может использоваться, как самостоятельно, так и в виде верхнего слоя. Масляный состав аналогичен шеллаку и насыщает древесину натуральным цветом. Для нанесения патиновой поверхности производится браширование поверхности при помощи металлической щётки, крупной наждачной бумаги. Мягкой щёткой смахивается пыль. Поверхность обезжиривается. ДСП, МДФ предварительно грунтуются.

Битумный лак, акрил, воск наносятся довольно просто. Составы наносятся кистью. Излишки убираются ветошью. При необходимости после высыхания наносится второй, третий слой. Производится растушёвка. Высохшая поверхность обрабатывается мелкой шкуркой. Сверху наносится шеллачный лак. Для создания эффекта старой дубовой поверхности используется морилка. Водная морилка наносится на брашированную поверхность. Для выделения рельефа губкой убираются излишки краски. Сверху наносится закрепляющий состав на основе уайт-спирита.

Для удаления фактуры в поверхность с нанесённой морилкой наносится воск. Сверху всё фиксируется шеллаком. Более дорогая отделка, это кракелюр. Для него используется патина и фацетный лак. Сперва наносится фацетный лак в два слоя, когда он высохнет можно приниматься за патинирование.

Покраска под бронзу

Старинная литая бронза – это дорогой способ отделки интерьера, поэтому чаще всего используют имитации из дешевых металлов (кованой стали, алюминия) или даже неметаллические предметы. Придать им вид антикварных помогает окраска своими руками под сплав золотистого цвета и патинирование (старая бронза темнеет от контакта с воздухом).

Придание однотонного эффекта

Декорирование под старинную бронзу начинается с окрашивания и придания черному металлу внешнего сходства с отливкой из цветного сплава. Если изделие изготовлено по технологии горячей ковки, его нужно обязательно отшлифовать до чистой и блестящей стальной поверхности. Темный налет окалины, который образуется из-за нагрева, может помешать ровному нанесению красителя или отвалиться в процессе эксплуатации, разрушая его слой.

Обратите внимание на: Смывка краски с металла: виды, принцип действия, техника нанесения

Холоднокованые и гнутые изделия очищают от грязи и ржавчины. При использовании акрила, полиуретановых красок без добавок растворителя очистку желательно производить так же, как и для горячекованых изделий.

Удалив налеты наждачной бумагой, изделие покрыть грунтовочным составом по металлу. При использовании трехкомпонентных окрашивающих смесей этот шаг тоже не является обязательным.

Просушив слой грунтовки по инструкции производителя, переходят к окрашиванию:

  • нанести на изделие слой краски под бронзу нужного оттенка (темная или светлая, старая бронза и т. п.);
  • просушить изделие до полного отвердения покрытия (минимальный срок указан производителем и составляет около 24 часов);
  • окрасить еще раз, просушить и сделать еще 1 слой;
  • готовое к состариванию изделие приобретет равномерно золотистую, свойственную полированной бронзе поверхность с блеском.

Для достижения старинной бронзы используются специальные лакокрасочные покрытия, которые наносятся контурным методом на изделие.

Достижение эффекта старинной бронзы

Достичь эффекта потемневшей от времени бронзы помогает патинирование – окрашивание поверхности специальными составами (например, WS-Patina или др.). В качестве патины можно использовать и полупрозрачный темный лак. Патину удобнее наносить кистью, это позволит заполнить углубления более толстым слоем, создавая там темные участки. Выпуклости будут светлее.

Искусственно создать такой эффект можно полусухой кисточкой или поролоновой губкой с минимальным содержанием красящего состава. Инструментом промакивают все выступающие части узора.

Обратите внимание на: Покраска фанеры: выбор краски, подготовка фанеры и процесс окрашивания

После лессировки изделию снова дают высохнуть и покрывают его лаком. Он убережет результаты проделанной работы от быстрого истирания при эксплуатации и случайных механических повреждений.

Как правильно наносить патину на ковку видео

Рейтинг статьи (вы можете поставить свою оценку)

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.79 (12 Голосов)

Опубликовано: 5 апреля, 2014 | Обн-но: 29 мая, 2021 | Просмотров:47223 | _title>»>Школа ремонта

Название «патина», собственно как и сама идея, родом из Италии. Изначально патиной принято было считать естественный налет, который образовывался на меди и ее сплавах. Такой налет появлялся за счёт окислительных процессов и далеко не во всех случаях металлический элемент смотрелся красиво. Тем не менее, с ходом времени на металлические изделия, покрытых патиной, появилась мода. Поскольку ждать, пока металл покроет оксидно-карбоновая пленка, никому не хотелось, патину стали создавать искусственным способом. Для этого на металл наносили различные химические вещества, в состав которых входили, как правило, кислоты и окислители. Благодаря этому запатиновать металл получалось быстрее, а итоговый результат смотрелся намного красивее.

На сегодняшний день мода украшать кованные изделие из металла, и прочие элементы из этого материала, не утихла. Соответственно и про патину никто не позабыл. Единственное отличие заключается в том, что теперь патина, как таковая, представляет собой некое декоративное покрытие, которое создает на поверхности металла желаемый эффект за несколько секунд, не окисляя его. Покрыть изделие патиной в домашних условиях может даже новичок, не имеющий при этом никакого опыта. Главное в этом деле это аккуратность и чувство меры!

Правила нанесения декоративной патины.

1. Самое главное – это подготовка поверхности! Поскольку речь идет о металле и изделиях из него, обязательно стоит проследить, чтобы поверхность была гладкой, не было никаких заусенцев, плохих некрасивых сварных швов, нежелательных отверстий и так далее. На данном этапе напильником следует удалить все дефекты. Непредусмотренные впадины и отверстия шпатлюются специальной шпатлевкой по металлу. После шпатлевка затирается. Это нужно для того, чтобы удалить ее излишки. Во время этого процесса лучше всего пользоваться наждачной бумагой мелкой фракции. После всего вышеперечисленного в обязательном порядке проверьте металлическое изделие на наличие ржавых пятен. Если таковые имеются, их нужно зачистить напильником или наждачкой и поверху обработать травящим составом, удаляющим коррозию и ее следы. Когда со всем покончено, металл нужно покрыть специальной грунтовкой по металлу, которая, во-первых обеспечит хорошую сцепку краски и патины с металлическим основанием, а во-вторых значительно продлит срок службы изделия, за счет препятствования процессу окисления металла или, проще говоря, его коррозии.

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности

Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

9. Патинирование при наружной отделке древесины

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Что такое патина?

В дизайне «патина» означает такой способ обработки предметов, который дает эффект обветривания и характерных пятен времени. У старых или антикварных декоративных предметов часто есть патина, что делает их настолько особенными. Новые декоративные предметы иногда обрабатывают, чтобы ускорить появление патины на поверхности. Это для того, чтобы объект казался старше, чем он есть на самом деле.

Вариант эффекта патины в интерьере

Изделия из меди – которые не были подвергнуты лакировке, защищающей их отделку – со временем будут проявлять зеленую патину.

Эта патина называется «verdigris», она относится к зеленому оттенку, который развивается на поверхности естественным путем под влиянием окислительных процессов.

Иногда мебель специально обрабатывают, чтобы объект казался старше

В то время как одни люди предпочитают блестящую, теплую отделку из новой меди, другие любят образ старой меди.

Медная патина может быть ускорена с помощью различных химических веществ и достигнута путем особого использования краски.

Другие металлические предметы – латунь, серебро или железо – также развивают патину на своей поверхности с течением времени. Она может быть в виде ржавчины (как в случае с железом), или в виде более темной пленки на поверхности предмета.

Медная патина может быть тоже ускорена

Эта патина очень ценится среди некоторых коллекционеров, но не все любят ее внешний вид. Если этим вовремя заняться, ее можно удалить с поверхности объекта. Либо просто полируя поверхность, либо используя специальные очистители.

Разновидности патины

Патина различается оттенками и декоративным эффектом. Выбор конкретного ее вида зависит от стиля кухни, цветового оформления стен, пола, текстиля и прочих составляющих, от основного тона самого гарнитура.

Золотистая и серебристая патина

Патинирование в цвета золота и серебра считается классическим вариантом, при этом самым распространенным. Металлический налет удачно подходит к белой и черной кухне, а также мебели, выполненной в тонах светлого дерева. Сверху золотую и серебряную патину рекомендуется покрывать матовым лаком, тогда она смотрится еще выигрышнее.

Контрастная патина

Контрастность поможет изящно подчеркнуть резные узоры на деревянных фасадах мебели. Обычно гарнитур делают более светлого оттенка, а налет старины на фасадах — насыщенным по цвету. Чаще всего затемняют рамки, уголки, стыки деталей.

Кракелюр (кракле)

Данный вариант патинирования прекрасно подходит для стилей кантри, прованс, шебби-шик. Для осуществления техники применяется специальный кракелюрный лак, который после высыхания создает сеть мелких трещинок, а поверхность напоминает старинную краску.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий