Как сделать мольберт для рисования своими руками
Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать сделать мольберт для рисования самостоятельно, сэкономив при этом деньги?
В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.
Материалы для создания мольберта для рисования
- сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м — 3 шт.
- саморезы 34×2,9 мм — 6 шт.
- саморезы 16,5×2,7 мм — 4 шт.
- гвозди без шляпок 2 см — 4 шт.
- мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм — 2 шт.
- крючок навесной, 13 см — 1 шт.
- петля дверная, 2 см — 1 шт.
- клей по дереву
- наждачная бумага (100–120)
- наждачный круг (100–120) — 1 шт.
Инструменты для изготовления мольберта
- шлифовальная машинка
- электролобзик
- ножовка по дереву
- пара строительных перчаток
- метр и линейка
- крестовая отвёртка
- строительный карандаш
- молоток
- дрель со сверлами 6 и 8 мм
- электрошуруповёрт
Как сделать мольберт своими руками
Распиливаем бруски по размерам:
1 шт. — 146 см, 1 шт. — 154 см, 2 шт. — 168 см, 1 шт. — 39 см, 1 шт. — 53 см.
Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы — низкая стоимость материала.
После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.
Сборку начинаем с центральной рейки — 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.
Собираем две опоры — 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.
С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.
Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.
Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!
Материал предоставлен площадкой для творчества «СВОИМИ РУКАМИ».
Мольберт в подарок
Всем здравствуйте.Никогда ранее из дерева не творила, но приближающийся День Рождения подруги и удручающая пустота в кошельке помогли немного освоить эту ветвь. Из материалов были куплены: 2 рейки по 2метра длины, 1 клееный из реек мебельный щит для планшета, петли, саморезы, морилка и цепь.хотелось сделать складывающийся мольберт, чтобы при желании можно было засунуть его в багажник машины и рвануть писать пейзажи на природе.
Присаморезила кожаный ремень к полочке, чтобы она и ножки, при транспортировке, не метались из стороны в сторону. Подруга счастлива, мозоли на руках почти зажили)
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Основные типы мольбертов для станковой живописи
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Мольберт – это конструкция из дерева или металла, позволяющая художнику удерживать перед собой холст или подрамник во время работы над своим произведением.
Мольбертами художники пользуются довольно давно, создано множество их конструкций.
Мольберты для мастерской художника лучше выбирать массивные, из дерева или металла, с возможностью регулирования высоты вертикального зажима для подрамника. Такой мольберт должен вынести нагрузку крупногабаритного полотна и устойчиво его удерживать во время работы.
Вот такие мольберты-треножники были известны еще пару сотен лет тому назад и раньше.
Эта конструкция мольберта довольно сложная, это студийный вариант, выполнен из дерева.
А это складной мобильный металлический мольберт-треножник. Его часто покупают для пленеров, годится он также и для выполнения небольшого формата работ (не больше 70 сантиметров в высоту).
С одной стороны, мобильный мольберт должен быть не тяжелым, чтобы можно было легко с ним передвигаться, а с другой стороны, лучше, если его вес будет выше, а ножки более острыми, чтобы можно было надежно закрепить его в почве, во избежание переворачивания во время порывов ветра.
В то же время, такой мольберт хорош в студиях, где проходит обучение художников. Любое количество таких мольбертов убирается довольно быстро на полку в шкаф.
Настольный мальберт просто необходим художникам-миниатюристам. На нем легче разместить картину небольшого формата прямо перед глазами, он более устойчив для такого формата работ. Конструкция настольного мольберта очень проста, ее можно рассмотреть по фотографии:
Еще один вариант мольберта-треножника.
А здесь- простейшая конструкция мольберта-треножника со съемным фанерным планшетом-подрамником.
Это довольно устойчивая конструкция мольберта предназначена только для работы стоя, поэтому высоту размещения стационарной доски-подрамника надо регулировать в соответствии с ростом художника.
Этот мольберт складной – мобильность обеспечивается с помощью петель, скрепляющих заднюю часть и переднюю с подрамником. С помощью боковых реек с проемами, сделанными на разной ширине, можно регулировать угол наклона подрамника.
Единственное замечание: я бы сделала боковую рейку длиннее и с большим количеством проемов, для того, чтобы можно было обеспечить более пологий наклон, необходимый в некоторых видах художественных работ.
Ну, а эта конструкция мольберта очень популярна в России и ее можно встретить и в художественных школах, и в институтах.
Когда нужно работать акварелью на плоскости с наклоном примерно 30 градусов, подрамник этого мольберта поднимался и опирался на подставленный стул. Художник работал стоя. Хороший вариант для создания работ, шириной не более пятидесяти сантиметров.
Воспользовавшись этим чертежом, такой мольберт легко сделать своими руками.
Чем покрасить деревянный мольберт
Ничем не покрытые деревянные детали мольберта со временем меняют цвет под воздействием солнечных лучей. Легко впитывают краску и другие загрязнения. Внешний вид не защищенной древесины быстро становится мало привлекательным.
Рекомендую пропитку дерева маслом. У художников всегда под рукой масло льняное рафинированное отбеленное для художественно-живописных работ. Для покрытия мольберта в один слой необходимо примерно 40 мл. масла. Масло сохнет около 2-3 суток.
Защитные свойства покрытия будут еще лучше, если в масло добавить воск. Нагрейте масло на водяной бане до 90 градусов и добавьте воск. На 100 мл. масла требуется примерно 6 г. пчелиного воска. Помешивайте состав до полного растворения воска. Пропитка в результате должна получится не слишком густой, но и не слишком жидкой.
Покрытие получается прозрачным, хорошо защищает древесину и подчеркивает, делает ярче текстуру дерева. Кроме того:
- обладает влаго- и грязеотталкивающими свойствами;
- создает эластичную поверхность, не шелушится и не растрескивается;
- легко наносится кистью в два слоя;
- при необходимости, через какое то время обновляется без дополнительной очистки поверхности.
В льняное масло можно добавить пигментную пасту для масла или сухой пигмент, например, «жженный янтарь» (черно-коричневый), и получить масло темно-коричневого цвета. Пигмент предварительно растворяют в небольшом количестве скипидара.
Виды мольбертов: обзор характеристик и конструкции
Мольберт — это незаменимый инструмент для творческих людей, занимающихся рисованием, живописью или другими видами искусства. Он представляет собой деревянную конструкцию с подставкой для листа холста или бумаги. Благодаря мольберту художник может регулировать угол наклона и высоту листа, что позволяет ему работать в удобной позе и контролировать процесс создания произведения искусства.
Существует несколько видов мольбертов: станковые, настольные, лира, хлопушка, тренога и этюдник. Каждый вид имеет свои особенности и характеристики, которые нужно учитывать при выборе. Например, станковый мольберт подходит для работы в большом формате, а настольный — для мелких деталей и скетчей.
Однако, помимо своих функциональных возможностей, мольберты могут служить и декоративным элементом для интерьера. Они придают комнате особый шарм и уют, а также являются своего рода визитной карточкой творческого человека.
Станковые
Крупные конструкции с высокой подставкой, которые удобны для работы в большом формате. Они часто используются в студиях и художественных школах. Станковые мольберты могут иметь различные возможности по регулированию угла наклона и высоты листа, что позволяет настроить его под свои потребности.
Настольные
Компактные модели, которые можно разместить на столе или рабочем месте. Они удобны для работы с мелкими деталями, скетчами или для создания небольших произведений искусства. Настольные мольберты обычно имеют ограниченные возможности по регулированию угла наклона и высоты листа.
Лира
Лира — это мольберт, который имеет подставку в форме лерки или лиры. Он обычно используется для работы с небольшими форматами и позволяет установить оптимальный угол наклона листа для работы в любой позе.
Хлопушка
Мольберт, который имеет характерную конструкцию с подставкой в форме креста и двумя вертикальными стойками. Он обеспечивает высокую стабильность и подходит для работы средних и больших форматов.
Тренога
Тренога — это мольберт, который имеет три опоры и обеспечивает высокую стабильность. Он подходит для работы с различными форматами и может иметь различные возможности по регулированию угла наклона и высоты листа.
Этюдник
Маленький мольберт, который удобен для работы в полевых условиях или для создания небольших набросков и зарисовок. Он обычно имеет компактную конструкцию и возможности по регулированию угла наклона и высоты листа могут быть ограничены.
Мольберт своими руками: чертежи с размерами
Устройство, предназначенное для того, чтобы фиксировать лист бумаги или холст на заданной высоте с определенным уклоном, называют мольбертом. Им пользуются художники, для которых эти параметры важны.
Любители рисования выбирают приспособление, руководствуясь особенностями собственной антропометрии, привычками и предпочтениями.
Как сделать мольберт для рисования
Различают несколько типов мольбертов:
- стационарный. Размещается на полу, считается самым практичным, удобным. Отличные характеристики конструкции объясняют ее использование на выставках, в рекламе;
- тренога отличается легкостью и небольшими габаритами. Складная конструкция удобна в поездках, на прогулках с рисованием;
- хлопушка считается ученической вариацией. Простое устройство с доской в верхней части. Размышляете, как самому сделать мольберт? Этот тип легче остальных;
- настольный подходит начинающим живописцам, рисующим маленькие полотна;
- планшет или этюдник, похожий на компактные чемоданчики со штативом для установки на любом месте.
Существуют другие варианты конструкций, которые совмещают функции, либо являются модернизацией основных типов.
Если решились на самостоятельный опыт, рассмотрим изготовление одного из вариантов в домашних условиях пошагово.
Настольный мольберт своими руками чертежи с размерами
Это изделие позволит существенно экономить деньги, пространство (если его недостаточно в маленьких помещениях). Проще всего сделать хлопушку в настольной вариации.
Вам потребуются следующие материалы и инструменты:
- фанера;
- отвертка, молоток;
- гайки, болты, шурупы;
- рейки из сосны или бука;
- клей, карандаш, тетрадь;
- двухсторонние крепления.
Отмерьте необходимую вам длину реек (4 штуки), руководствуясь чертежом. Еще 2 рейки по ширине устройства будут соединять их вместе. В 2 см. от края реек сделать отверстия и соединить их виде буквы «П».
Таких деталей должно быть две. Скрепить их петлями. Укрепить на основу фанеру с полочкой в нижней части. Можно предусмотреть двухстороннюю модель с двумя досками.
Можно сделать приспособление без фанеры. Это более сложная модификация.
Чтобы собрать мольберт, используйте инструкцию на рисунке.
В качестве вариантов рассмотрите предложения нашего магазина, представленные на страницах каталога компании. С недорогими, качественными изделиями занятия рисованием станут любимыми для вас и ваших близких.
Двусторонний
Двусторонние мольберты подойдут для использования в классах по рисованию. Потребуется минимум деталей. Изготовить его легко и просто, даже ребенок сможет принять в этом участие.
Шаги создания:
- Напилить 4 бруса одинаковой высоты, 2 бруса длиной 50 см, 2 штуки по 40 см, сделать один круглый брус длиной 60 см (на нее надевается рулон бумаги) – эти вещи понадобятся для изготовления двустороннего мольберта.
- Найти центр у длинных опор, саморезами к ним прикрепить поперечины длиной в 50 см.
- Просверлить боковые брусья для круглой рейки, на которую надевается бумага.
- Вырезать лобзиком запил в дереве под шуруп. Так как боковой брус цепляется за крючок на вторую стойку. Это сделано для быстрого разбора хлопушки и удобства хранения.
- Прикрепить эти 2 бруса шурупами с одной стороны, а с другой повесить на саморез.
- Вставить рулон бумаги в отверстие на брусьях.
- Прикрепить фанерные листы с обоих сторон шурупами.
Как можно украсить мольберт
Мольберт в помещении – знак того, что в этой квартире живет творческая личность.
В каких случаях не нужно оформлять дизайн для мольберта:
- Почему редко можно увидеть мольберт в цветах? Это может отвлекать художника от создания картины, так как любой цвет мольберта будет привлекать взор человека к себе.
- Человеческое зрение имеет свойство смешивать несколько видимых цветов. К примеру: если мольберт имеет дизайн в красном цвете, а художник рисует на нем другим цветом, основной цвет изделия будет глазами восприниматься как часть картины, но не как просто подставка для холста.
Но, если, все-таки, не смотря, на это, хочется украсить мольберт, созданный своими руками, для этого есть несколько способов:
Нанести узор нейтральным цветом, который будет вдохновлять художника.
Важно не использовать яркие, контрастные цвета, которые будут привлекать к себе много внимания.
К примеру, можно взять в основу серый цвет, и закрасить ним всю поверхность мольберта. А с помощью белого цвета нанести различные узоры.
Вместо узоров, можно, также, нанести геометрические фигуры, по большей части приветствуются треугольные формы.
Ящик под художественные принадлежности
Здесь следует отметить главное — чем сложнее конструкция ящика (множество выдвижных деталей), тем хуже по качеству будет этюдник. Лучше ориентироваться на простой вместительный этюдный ящик без выдвижных блоков. Но если вы берете таковой, смотрите, чтобы он выдвигался на той стороне, где крепится холст, иначе придется бегать туда-сюда.
Стоит также обратить внимание на зажим крышки, когда она в открытом состоянии. Смотрите, чтобы она была крепкой, иначе от сильного ветра она может самопроизвольно закрываться. Совет: при покупке этюдника в его комплектацию могут входить некоторые художественные принадлежности
Посмотрите на палитру, желательно, чтобы она была из оргстекла, так как она легче всего чистится мастихином после её нагрева
Совет: при покупке этюдника в его комплектацию могут входить некоторые художественные принадлежности. Посмотрите на палитру, желательно, чтобы она была из оргстекла, так как она легче всего чистится мастихином после её нагрева.
Что такое мольберт?
Мольберт – это подставка для рисования картин в основном п-образной формы. При изготовлении используется дерево или металл. Представляет собой раму для закрепления холста, которая помещается на три ножки или две подставки. Существуют варианты настольных, детских мольбертов или планшетов, которые используются для рисования или создания чертежей.
Устройство мольберта
Конструкция состоит из центральной деревянной планки, к которой крепятся фиксатор, стрела, полочка для холста. Фиксатор регулирует высоту и угол наклона. Стрела и полочка – единое целое. Крепится к центральной стойке. Определяет высоту с помощью прорезей и стержня с рукояткой. Соединяются элементы на крепком основании, которое может выдержать несколько холстов.
Виды
- Лира. Самый распространенный вид, считается ученическим. Представляет собой устойчивую, компактно складывающуюся треногу. Главный плюс – широкий подрамник, легкий вес. Существует только напольный вариант, горизонтально не используется. Угол наклона разнообразно варьируется: в некоторых видах возможно направлять верх мольберта на художника.
- Мольберт-хлопушка. Часто используется новичками. Работа ведется с плотной бумагой, которая крепится на кнопку или скотч, т.к. данный вид не имеет верхнего и нижнего фиксаторов. Располагается подставка на четырех ножках. Высота зависит от расположения задней рейки. Плюсы – простота, прочность, возможность работать стоя или сидя, вне зависимости от возраста.
- Планшет. Относится к универсальным настольным станкам. Конструкция простая (только рама и ножки), не имеет ни фиксаторов, ни зажимов, ни дополнительных полочек. Поэтому для закрепления, как в предыдущем варианте, используется кнопка. Угол наклона зависит от положения отставной задней ножки. Работать на нем можно только с небольшими холстами.
- Мольберт-трансформер. Универсальный вариант. Используются как для рисования, так и для составления чертежей. Имеет большое количество функций: холст можно определить в вертикальное положение, в горизонтальное, выбрать любой уровень наклона. Работать удобно сидя как на простом стуле, так и на высоком. Работа ведется с материалами средних размеров.
- Студийные мольберты. Вариант для крупных профессиональных работ. Под рукой в данном случае много возможностей: регулировка высоты, выбор угла наклона, специальный отсек для кистей и красок. Отличается большими габаритами, устойчивостью при работе даже с большими полотнами, надежным закреплением холстов и отсутствием горизонтальной установки.
- Тренога. Мольберт, стоящий на трех ножках. Главная особенность – большая подвижность штанги, различные вариации положения до горизонтальных, легкость. Подходит для работы на улице. В домашнем и студийном варианте конструкция неустойчива, но при этом холст должен крепиться надежно. При работе на треноге используются маленькие или средние полотна.
Размеры
Помимо перечисленных вариантов, станки можно сделать детские, настольные или складные. Размеры мольберта для рисования зависят от холста: маленькие по габаритам как альбомный лист и А3 (настольный, планшет). Средние работают с полотном до 1-го метра (Лира). На крупных можно создавать работы от 1-2-х метров и более (Лира или студийные).
Настольный этюдник — рукоделие с процессом
Привет моим 69 подписчикам-пикабутянам!
В период пандемии большинство из нас сидят в самоизоляции. Бацька правда белорусов так не плющит, карантина вроде как и нету. Но все равно стараемся сидеть дома и меньше контактировать с окружающими. Я же сижу в мастерской и для меня мало что поменялось)) Оказывается я и раньше был в своего рода изоляции — мастерская находится недалеко от дома и место малолюдное.
Времени свободного стало больше, порядок и перестановка в мастерской сделаны. Решил допилить проект мольберта или настольного этюдника. Как правильнее художники поправят. Техзадание с размерами дал начинающий художник, хороший знакомый. Так что изделие будет востребовано и не будет пылится без дела.
Проект изготовлен из фанеры и массива березы. Имеет выдвижную шуфлядку для художественных принадлежностей. Размеры этюдника: длина 58 см, ширина 40 см, высота 10 см. Для удобства закрепления холста предусмотрено две подвижные штанги, а также регулируемый угол наклона. Подвижные элементы удобно фиксируются с помощью барашков. Максимальная ширина закрепляемого холста составляет 60 см.
Сам процесс создания постарался максимально подробно осветить в видеоролике.
Также в период пандемии многие производители организуют конкурсы дабы развлечь народ. Эта работа также будет в нем участвовать. Писать что за конкурс не буду, дабы не закидали тапками. Хорошего понедельника)
Как сделать мольберт своими руками
Распиливаем бруски по размерам:
1 шт. — 146 см, 1 шт. — 154 см, 2 шт. — 168 см, 1 шт. — 39 см, 1 шт. — 53 см.
Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы — низкая стоимость материала.
После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.
Сборку начинаем с центральной рейки — 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.
Собираем две опоры — 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.
С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.
Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.
Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!
Материал предоставлен площадкой для творчества «СВОИМИ РУКАМИ».
Художники знают, что в первую очередь необходимо подготовить мольберт. Его можно изготовить своими руками по чертежам с размерами. Если не подготовить правильно рабочее место, не расположить в удобном ракурсе необходимые принадлежности, то сложно плодотворно работать.
Так происходит потому, что художнику придется отвлекаться от работы, чтобы достать краски, кисти, бумагу. Организация рабочего места имеет ключевое значение.