Проекты гаражей из пеноблоков – планируем дом для автомобиля

Возведение кровли

Самый распространенный вариант обустройства кровли – установка бетонной плиты, которую необходимо покрыть несколькими слоями рубероида. Но при сооружении стен из пеноблока эта методика не подходит, так как сам по себе этот материал сравнительно хрупкий и под весом плиты может продавиться. Рассмотрим пример изготовления односкатной кровли с использованием двутавровой балки:

  • Поперек кровли с шагом в 800 мм устанавливаете балки. Длина балки должна быть на 200–250 мм больше стены, т.е. именно настолько с двух сторон крыша будет свисать. Это защитит строение от осадков. Балки вмуровываются в стену.
  • На нижнюю полочку раскладываете доски 40 мм как можно плотнее.
  • Сверху них расстилаете рубероид. На края рубероид загибаете на 10 см.
  • После этого засыпаете поверх рубероида шлаком, керамзитом или другим сыпучим сухим теплоизоляционным материалом.
  • Сверху утеплителя изготавливаете тонкую цементно-песчаную стяжку до 3 см.
  • Когда стяжка высохла, обработайте ее жидкой битумной мастикой, например, «Праймер».
  • После этого методом наплавления расстилаете рубероид поперек гаража по направлению с нижней точки кровли вверх. Каждое полотно укладывается внахлест, что обеспечит стек дождевой и талой воды без просачивания ее в кровельный «пирог».

В завершение остается сделать козырек над воротами. Его можно сделать самостоятельно, сварив из уголка и застелив его поликарбонатом или другим кровельным материалом или приобрести готовый.

Проект №10. Проект гаража на три авто

Автор проекта задумывал его как гараж с жилой зоной для обслуживающего персонала. Решение будет интересно владельцам больших участков, выдвигающих повышенные требования к собственному комфорту. На общей площади 145 м² расположились следующие зоны:

  • гараж на три автомобиля, но въездов, увы, только двое, потому одна из машин будет постоянно заблокирована, что можно считать недостатком проекта;
  • две небольшие спальни с практически зеркальной планировкой.

Гараж предлагают строить на монолитном фундаменте, стены возводить из кирпича, а для кровли использовать металлочерепицу.

Делаем фундамент для гаража из пеноблоков своими руками

Рассматриваем проекты гаражей из пеноблоков – рекомендации по проектированию

К выполнению строительных мероприятий следует приступать после разработки проектной документации. В проекте содержатся сведения о конструктивных особенностях гаражного строения, устройстве фундаментной основы.

Невысокая плотность материала значительно облегчает саму конструкцию гаража

Возможны различные методы проектирования:

  • самостоятельное составление рабочего проекта с использованием программных средств или путем эскизирования. Разработка чертежей и выполнение расчетов своими силами позволит разработать проект без дополнительных расходов;
  • на договорной основе с использованием услуг специализированных организаций. Профессиональные проектанты учтут особенности строительства, рассчитают фундамент под гараж из пеноблоков, определят потребность в материалах;
  • применение готового проекта. Стандартную документацию несложно адаптировать к конкретным требованиям путем простановки на готовых чертежах требуемых размеров строения.

В проектной документации содержится следующая информация:

  • размеры помещения;
  • этажность гаража;
  • тип фундамента;
  • особенности планировки;
  • конструкция крыши;
  • вид облицовки.

Определяясь с размерами гаража, учтите следующие моменты:

  • количество транспортных средств, которые будут храниться в помещении;
  • необходимость сооружения смотровой ямы;
  • потребность в обустройстве подвального помещения;
  • целесообразность установки слесарного верстака и стеллажей.

Блоки удобны в работе из-за небольшой массы

До начала проектных работ определитесь с конструкцией гаража. Возможны различные варианты компоновки:

  • двухэтажное помещение с просторной мансардой;
  • гараж увеличенной площади для хранения двух машин;
  • стандартное строение с небольшими габаритами 3х6 м.

Если необходим проект двухэтажного гаража из пеноблоков, проектирование доверьте профессионалам.

Пол

Пол в гараже должен быть максимально прочным и надежным. При ленточном фундаменте он укладывается на грунт, который нужно хорошо утрамбовать. Далее укладывают гидроизоляцию, а потом насыпают слои щебня, песка и гравия. Каждый слой должен иметь толщину около 100 мм.

Сверху заливают бетонную стяжку слоем в 200 мм. В гараже пол может оставаться бетонным. Но его можно задекорировать прочным покрытием. Например, пол в гараже можно покрасить, покрыть специальным резиносодержащим материалом или плиткой ПВХ. Но наиболее удачным вариантом специалисты считают наливной пол.

Бетонный пол в гараже:

Преимущества пеноблоков

Установка подъемных ворот

Последним этапом при строительстве гаража остается монтаж ворот. У каждого вида ворот есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим подробнее, как установить подъемные ворота.

Такие ворота – это удобное и надежное устройство для защиты гаража от проникновения посторонних лиц. При открывании они занимают горизонтальное положение, выдвигаясь вперед, образуя над входом небольшой навес.

Внутреннее пространство ворот наполнено полиуретаном, который является прекрасным теплоизоляционным материалом. В подобных конструкциях все детали (ролики, кронштейны, муфты) сделаны из металла или пластика.

Привод для открытия ворот производится электродвигателем через редуктор, механическим, цепным способом или универсальным методом. Последний вариант применяется в том случае, если в регионе есть перебои с электричеством.

Подъемные ворота гаража в открытом состоянии

Установка секционных подъемных ворот:

Если гараж выстроен не на своем участке, а на территории муниципалитета, то его строительство нужно обязательно производить с соблюдением всех требований нормативных актов, технических условий и правил противопожарной безопасности.

Это вызвано тем, чтобы в дальнейшем можно было оформить документы на гараж без переделки отдельных элементов вновь созданной постройки.

Требования к блокам

Стандартный размер пеноблоков – 588×188×300 мм.


делятся на 3 группы:

  1. D200-D. Применяют для теплоизоляции, но они не отличаются прочностью.
  2. D500-D. Используются при возведении жилых зданий. Высокая прочность и низкая теплопроводность – 2 главных характеристики этого типа.
  3. D900-D. Применяются для постройки высотных домов. Блоки очень прочные и надёжные.

При строительстве гаража из пеноблока лучше всего приобрести блоки второй группы. Они являются оптимальным решением для таких построек.

Важные характеристики пенобетонного материала:

  • Цвет. Должен быть серым с оттенками от светлых до тёмных тонов. Если блоки будут чересчур белыми, значит вместо цемента в состав была добавлена известь. Такая добавка повлияет на качество и прочность структуры, а также снизит технические свойства готовых блоков.
  • Форма. Блоки должны быть ровными, без изгибов и перепадов. Допустимая погрешность – 2 мм. Для проверки этого параметра нужно положить несколько блоков рядом и поверх друг друга. Если они плотно соединяются, между ними нет щелей – значит, материал высшего качества.
  • Пузырьки. Они не должны быть единым целым, между ними обязательно должно быть небольшое разделение, чтобы влага не поглощалась внутрь блока. Если пузырьки не разделены между собой, то это уже не пеноблок, а газоблок.

Выбор места для строительства

Прежде чем начать проектировать гараж на две машины, необходимо определиться с его местоположением на загородном участке. Потребуется учесть следующие факторы:

  • Подъездные пути

    . Они должны быть устроены так, чтобы при парковке автомобиль не мешал, в том числе при одновременном и поочередном въезде внутрь двух машин сразу.

  • Место для распахивания створок

    . Если ворота в гаражное строение будут распашными, необходимо предусмотреть, чтобы они не задевали другие конструкции и не занимали много места.

  • Рельеф, наклон почвы

    . Эти моменты важны при выборе системы фундамента и расчете затрат на материалы.

  • Глубина подземных вод

    . Данный фактор необходимо знать, чтобы избежать риска подтопления здания в весеннее половодье.

  • Наличие коммуникаций под землей

    . Если под выбранным местом пролегают, например, канализационные трубы, придется усиливать фундамент, при этом обустроить ремонтную яму при необходимости не удастся, поэтому лучше выбрать другой участок для строительства.

  • Удаленность других объектов

    – дома, огорода, хозпостроек, источника водоснабжения.

После выбора места можно обозначить будущее строение на плане участка.

Выезд из гаража должен быть свободным для обеих машин Источник rsrub.ru

Проекты гаражей

Проект двухэтажного гаража делится на 2 вида: с мансардой и каркасного типа. У них есть собственные плюсы и минусы, которые необходимо учитывать.

Гараж с мансардой

Пожалуй, мансардный двухэтажный гараж построить куда проще, чем каркасный

Важно только учесть, будет ли он жилой или нет. Основное отличие в дополнительном утеплении, которое необходимо для мансарды, в которой будут жить

Также теплоизоляция понадобится, если на втором этаже будет:

  1. Склад стройматериалов, дерева, продуктов питания.
  2. Мастерская. В этом случае нужно провести отопление.
  3. Спортивный зал.

Гараж каркасный

А вот и вариант для полноценного жилья. Хоть в России редко рассматривают гараж с жилым помещением каркасного типа, как полноценный дом, в Европе они достаточно популярны.

Каркасные дома строятся очень быстро даже одним человеком. Им не нужен крепкий фундамент, а при простейшем утеплении минеральной ватой они становятся безопасными и теплыми.

Каркас строится из бруса и обшивается листами ОСП. В промежуток укладывается базальтовая вата или другой негорючий утеплитель. Так как конструкция легкая, используют неглубокий ленточный или плитный фундамент.

Проект гаража на одну машину

Многие наши заказчики делают выбор в пользу проекта гаража на одну машину, исходя из того, что это один из самых дешевых вариантов строительства гаража, такое строение занимает немного места, и гармонично вписывается в общий проект застройки дачного участка, особенное если основной жилой дом достаточно компактный.

Гараж из газобетонных блоков, проект 4х8 м.

  • фундамент — монолитная плита
  • стены — газобетонные блоки, 200 мм.
  • кровля — металлочерепица
  • отделка — сайдинг
  • ворота — автоматические, секционные, с дистанционным управлением.

При планировании строительства и дальнейшего обустройства гаража для авто, нужно продумать его размеры, внутреннюю площадь и площадь застройки, а также особенности внутренней планировки и обустройстве

Это важно как при намерении заказать гараж у строительной фирмы, так и при строительстве гаража своими руками

Помимо планирования размеров гаражного помещения в плане, желательно предусмотреть достаточную высоту проема ворот и потолка, на случай, если когда-нибудь в гараже понадобится хранение высокого автомобиля — внедорожника, машины с багажником на крыше или микроавтобуса.

Определяя для себя приемлемые размеры гаража на 1 машину, постарайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

  • Гараж будет использоваться только для хранения авто или в нем возможно проведение самостоятельного техобслуживания — замена резины, масла, расходников, осуществление текущего мелкого ремонта.
  • Предусмотрены ли в вашем будущем проекте гаража инженерные системы — отопление, водопровод и канализация — очевидно, что это потребует дополнительного пространства для оборудования.
  • Планируется ли вариант использования гаражного помещения как складской площади для строительных материалов, запчастей, других вещей, которые как правило на даче имеется в немалом количестве.

Как выглядит на фото многофункциональный гараж с мансардой: типовые решения

Что учитывать при проектировании

Даже возведение такой постройки, как гараж, требует учета всевозможных нюансов

В случае этой конструкции обращают особое внимание на несколько моментов:

  • наличие стоянки с навесом;
  • высоту ворот;
  • наличие калитки на въезде на участок.

Стоянку с навесом у одной из стен постройки проектируют заранее так, чтобы она учитывала её расположение и положение заезда на участок. Высоту ворот подбирают с учетом возможного приобретения высокой машины.

Специальные проекты гаражей на два транспортных средства довольно просто находятся в интернете.

Внутренняя планировка

Внутреннюю планировку гаража отображают на чертежах, которые составляют перед началом строительных работ. Она учитывает потребности автовладельцев не только в боксах для автомобилей, но и других помещениях.

Так, гаражи совмещают с мастерскими и банями. На планировке подобные помещения зачастую помещают сбоку от стоянки для машин. Если гараж выступает в роли пристройки к дому, то дополнительные помещения располагают напротив входа в него. Количество комнат среднего гаража, включая автобокс, колеблется от одного до трех.

Варианты въезда

Гараж на две машины часто проектируют с таким въездом, чтобы, при необходимости, через него могли проехать оба автомобиля. Но это идеал. В некоторых случаях допускают и отступления от этого правила.

Существует два основных типа въезда в подобный гараж:

  • раздельные ворота;
  • единственные ворота.

Первый вариант имеет ряд плюсов. В частности, он позволяет удобно парковаться, не двигая второе транспортное средство. Кроме того, место для второй машины сдают в аренду, если она еще не приобретена. Главными минусом этого варианта считают стоимость.

Для автовладельцев с ограниченным бюджетом предлагается гараж с единственным въездом. Для ещё большей экономии ставят одностворчатые ворота. Но более удобный вариант — секционные, с автоматикой.

Совмещение

Совмещение гаража с хозблоками — популярное решение среди автовладельцев, желающих сэкономить место на своем участке. Делают это, увеличивая ширину строения на пару-тройку метров. Этого вполне достаточно для добавления к автобоксу мастерской или даже мини-сауны.

Популярное решение — соединение гаража со стоянкой с навесом. В таком случае первый служит опорой для последнего. В домах с высоким цоколем и глубоко расположенными грунтовыми водами совмещают гараж с цокольным или подвальным этажом.

Габариты транспорта

Габариты транспорта, который планируют ставить в гараже, — важнейший расчетный показатель. Ширина и длина стандартного легкового авто равны 1,7 метра и 4,5 метра, соответственно. Но берут в расчет и негабаритные транспортные средства. Например, пикапы. Их наличие подразумевает большую высоту, как въезда, так и самого строения. Некоторые типы машин вообще не ставят в придомовые гаражи.

Этажность

Стандартный гараж — одноэтажный. Его проще строить, и он позволяет поместить достаточно высокие авто. В то же время, семьи с легковыми машинами и не планирующие обзаводиться другим типом транспортного средства увеличивают за счет гаража полезную площадь дома. Для этого они возводят над ним мансардный этаж. Его используют с разными целями, в том числе, как жилье

Важно отразить его на проекте постройки

Количество ворот

Автовладельцам предлагают выбрать между конструкциями з разным заездом:

  • с одними воротами;
  • с двумя воротами.

Первый вариант хорош для тех, у кого ограничен бюджет. Его достоинство в том, что, сэкономив на количестве въездов, появляется возможность поставить качественные автоматические ворота. Минус же — машинам придется выезжать по очереди.

Такого недостатка лишен второй вариант. Но он дороже. Главным способом экономии тут служит установка односекционных ворот, открывающихся вручную. Правда, их открытие занимает намного больше времени.

Смотровая яма

Проектирование постройки

Любое строительство начинается с проектирования. И хотя гараж – это не жилой дом, к расчётам нужно относиться так же серьёзно, как и при возведении обычного дома.

В проекте нужно учитывать:

  • глубину грунтовых вод;
  • особенности почвы. Если грунт не вспученный, а подземные воды пролегают на глубине больше 2 м, то подойдёт ленточный фундамент глубиной 0,5 м. В других случаях, лучше заложить монолитный фундамент без смотровой ямы или подвала;
  • вид фундамента – определяется на основании анализа особенностей почвы;
  • наличие подвала, смотровой ямы, места для стеллажей, полок или уголка для мастерской.

В проекте нужно определиться с:

  1. расположением оконных, дверных проёмов, ворот или калитки;
  2. размерами гаража;
  3. толщиной его стен.

На фото один из вариантов проекта гаража из пеноблоков:

Если округлить размеры стандартного пеноблока, то получится, что один элемент имеет размеры 600×200×300 мм.

Для строения с размерами стен 4×5×3 м, расчёт количества материалов будет выглядеть так:

  1. Вычисление пеноблоков, которые идут на 1 ряд: (длина + ширина) × 2 / 0,6 (длина пеноблока). Получается: (4 + 5) × 2 / 0,6 = 30 шт. понадобится на 1 ряд.
  2. Расчёт количества рядов на стенах – высоту стены / высоту одного пеноблока. 3 м / 0,3 м = 10 рядов.
  3. Расчёт общего количества пеноблоков: количество блоков, идущих на 1 ряд × на количество рядов. Итог: 30 × 10 = 300 шт.
  4. Если вычесть из этого числа оконные проёмы, двери, ворота, то сэкономится примерно 50 блоков, то есть нужно уже 250 шт. Но с учётом побитых элементов в результате транспортировки или неправильного использования, надо прибавить к этому числу около 3-5%. Примерное количество блоков для заказа = 275 шт.

Как построить гараж своими руками из пеноблоков

Решение простых важных вопросов

С последним пунктом проще всего, санузел ставят на том этаже, где больше проводишь времени. Проще всего поставить на нижнем этаже, меньше проблем с разводкой канализации и больше свободного пространства на мансарде. Обойтись без туалета не получится, если внутри помещения гаража вы проводите подряд больше 10-12 часов, если в проекте свободное место, сделайте две точки, на первом этаже и мансарде.

С удобствами неразрывно связана главная головная боль проектов с мансардой, а именно — обустройство лестницы на второй этаж. Если мансарда для вас — всего лишь склад, то правильным будет сделать откидную лестницу пожарного типа, как на фото.

Для гаражей, у которых площадь мансарды достигает 30 и более метров, нужно делать лестницу винтом или в виде двух маршей змейкой. Такой проект лестницы можно использовать в любых вариантах гаражей, даже самых малогабаритных.

Если мансарда по проекту будет использоваться в качестве полноценного жилья, то есть смысл сделать наружную лестницу. Возможно, это не украшает постройку, но такое решение намного удобнее и практичнее внутренних переходов. Это безопаснее, с точки зрения пожарных, и не нужно вдыхать выхлопные газы.

Помещение бокса для автомобилей и пространство мансарды должны соединяться герметично закрываемой дверью, кроме того, на каждом этаже по проекту должна быть своя система принудительной вентиляции.

Интересные проекты гаража с мансардой

Для обустройства полноценного жилого варианта мансарды лучше всего подойдет проект гаража на два автомобиля с полезной площадью второго этажа 70 м2. Здание высотой почти в 8 м строится из пенобетона на ленточном фундаменте. Кровля из металлочерепицы настилается на наслонные стропила из бруса. Для утепления используется минволокно, перекрытия изготавливаются из пустотелых бетонных плит.

Особенностью проекта является наличие внешней лестницы для второго этажа мансарды. Вход в жилое помещение расположен на втором этаже, за счет использования ломаной крыши входная дверь находится на одном уровне с мансардой. В проекте есть крыльцо с навесом, опирающимся на стойки из бруса. По признанию специалистов, подобное оформление входа в мансарду является одним из самых удачных, как с точки зрения дизайна, так и технологии строительства.

Площадь мансарды разбивается на две спальни, гостиную, санузел, ванную и кухню. По сути, на втором этаже гаража по проекту хватает места, как для полноценного одноэтажного дома.

Наличие отдельного входа позволяет использовать первый этаж не только в роли гаража, но и для ремонта или обслуживания автомобилей на коммерческой основе.

Если предыдущий проект показался вам чересчур затратным, можно построить гараж меньших размеров в стиле деревенского дома. Такое решение больше подходит для гаража на загородном участке или даче.

По проекту коробка гаража строится из газобетона или пеноблоков на свайном или ленточном фундаменте. Перекрытие изготавливается из армированного бетона, что позволяет усилить верхний пояс коробки из пеноблоков. Благодаря использованию двух полувальм в конструкции крыши, здание смотрится более выразительно. Кроме того, такое решение позволяет снизить нагрузку на верхнюю часть фронтонов крыши. Используемый для стропил брус 100х100 мм, мощная обрешетка и большой угол наклона скатов в 38о дает возможность использовать керамическую либо цементно-песчаную черепицу.

По проекту размеры первого этажа 7х7м, общей площадью в 40 квадратов, позволяют поставить две легковые машины и прицеп. Жилое помещение мансарды занимает 19м2, что в принципе достаточно для дачного или загородного варианта гаража. Этажи соединяются полувинтовой лестницей из бруса и сосновой рейки. По проекту здание не отапливается, поэтому внутри помещения нет санузла или котельной.

Разумеется, конструкции гаражей с мансардой не ограничиваются только огромными постройками, размером в полноценный жилой дом. При желании можно найти проект и перестроить уже имеющийся гараж 5х6 м в постройку с мансардным этажом.

В этом случае размеры мансарды уменьшатся до 12 м2, при высоте потолков 180 см. Из-за этого скаты крыши приходится делать относительно покатыми, с углом наклона до 27о. Здание получилось очень компактным и удобным, но небольшие размеры мансардного помещения вряд ли позволят использовать его в качестве жилого. Скорее это будет склад или место хранения ненужных вещей.

Если коробка гаража первоначально возведена из кирпича, то мансарду можно достроить каркасно-щитовым способом или дополнительными рядами пеноблоков, стянутыми арматурой. Нижний этаж утепляют ЭППС, и всю постройку зашивают сайдинговыми панелями. Крышу и потолочное перекрытие изготавливают из бруса и плит ОСБ.

Что нужно учесть перед началом строительных работ

Нужно получить разрешительные документы для стройки Перестроенный гараж подпадает под статус объектов жилой недвижимости, а это уже совсем другие критерии.

В плане безопасности строение обязано отвечать таким требованиям:

  • Прочность. Несущие конструкции должны с запасом выдержать дополнительный вес или их нужно усиливать. Высокую крышу нужно сделать устойчивой к ветровым и снеговым нагрузкам.
  • Пожарная безопасность. Необходимо использовать негорючие материалы или обрабатывать конструкции из дерева специальными пропитками и защитными экранами. Проводку следует прокладывать в стальных гофрированных каналах.

Примеры готовых строений

Конструкция гаража с навесом – это не просто рама с четырьмя опорами. Все чаще на участках можно встретить оригинальные комбинации двухстолбчатых опор и стены из кирпича или бутового камня, которые выглядят привлекательно и имеют отличные характеристики.

Если гараж пристроен к дому, можно «вытянуть» часть кровли гаража и сделать ее в виде навеса над территорией перед въездом, где можно поместить два транспортных средства.

Довольно оригинально смотрится создание общей конструкции, одновременно закрывающей дом, гараж и участок между ними. Такой вариант не только привлекательный, но еще и практичный, так как крыша защищает от воздействия окружающей среды дом и весь участок.

При помощи навеса вы также можете трансформировать гараж во вместительные стеллажи и шкафы, а свободное пространство будет использоваться в качестве крытой стоянки. Но такой вариант уместен для регионов с умеренными климатическими условиями.

Совместная навесная крыша с гаражом – отличный вариант для дачного участка. В данной ситуации стены можно сделать из газобетона, а кровлю зашить шпунтованной доской с теплоизоляцией, также применяются петли для гаража с шариком. Использование односкатной кровли здесь неуместно, а вот двускатная защитит от осадков, ее рекомендуется устанавливать на выносные стойки. В результате получается крытая территория для хранения транспортного средства и помещение, которое смело может выступать в роли хозблока, для сбережения различных инструментов.

Безошибочное и качественное проектирование и применение гаражей с навесом позволяет надежно защитить автомобиль от воздействия солнечных лучей и осадков, а также сделать просторное и вентилируемое помещение во дворе. Кроме стандартных и часто применяющихся крыш, существует огромное количество кровель, которые складываются и убираются, закрывая участок по мере необходимости. Такие конструкции практически невозможно качественно сделать самостоятельно, так что в данном случае не обойтись без помощи профессионалов.

Рассматривая различные проекты гаражей с навесом, каждый выбирает ту конструкцию, которая будет соответствовать его требованиям и пожеланиям, а также климатическим условиям в регионе. Конструкция с навесом в любом случае позволит существенно сэкономить финансовые средства в отличие от капитальной гаражной постройки.

С чего начать

Проект № 7 – гараж с помещением под кухню или комнату с террасой

Практичным решением станет вариант гаража, совмещенного с кухней и с просторной террасой под навесом. Если потребности в дополнительном месте для приготовления пищи нет, вместо этого можно обустроить бильярдную или комнату отдыха для гостей. 

Общая площадь постройки составит чуть более 86 кв.м. Довольно большая площадь, почти 22 кв.м., отводится под террасу под навесом.

  • Тип стен – кирпич;
  • Наружная отделка – фальшбрус;
  • Кровельный материал крыши – металлочерепица.

К преимуществам данного типа гаража можно отнести наличие оконных проемов как в части, предназначенной для стоянки автомобилей, так и в смежном помещении

Обратите внимание, что в комнату можно войти как из гаража, так и с улицы. Входная дверь расположена под навесом

Въезд для автомобилей представлен двумя отдельными воротами.

К недостатку данного проекта можно отнести открытый тип крыльца. Вместо этого можно было обустроить небольшой тамбур, который отсекал бы холодный воздух от жилой части и способствовал снижению теплопотерь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий