Засов на ворота: купить или сделать своими руками
Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:
- Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
- Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
- Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
- Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.
Монтаж защелки: выбор из модельного ряда
Еще один вид запора – защелка на калитку своими руками. Используется небольшая, но довольно таки тяжелая готовая щеколда. Как вариант, ее можно изготовить из имеющегося дома расходного материала. Особенность защелки в том, что фиксирующие приспособления должны находиться только по одну строну плоскости.
Укрепляться может прямо у калитки, а может к ограждению: все зависит от стороны открывания/закрывания дверки. При этом фиксаторы ориентированы по направлению вниз и с уклоном порядка 40°.
- Приложив защелку к калитке, одновременно производится ее постепенный наклон до той точки, в которой стержень без принудительной силы, а исключительно под своим весом сам начнет опадать вниз. В этом положении и фиксируется наклон защелки.
- Привязанная к ручке бечевка пропускается через направляющие проушины. Конец ее протягивается и закрепляется в удобном для «дистанционного управления» месте.
- В случае открывания калитки бечевку нужно потянуть на себя.
- На закрытие защелка работает в автоматическом режиме, опускаясь под тяжестью собственного веса.
Рассматривая варианты, как сделать запор на калитку своими руками, обратите внимание на электромеханическую модель защелки. Она считается надежным запором и может работать в комплекте с замком, домофонами с аудиосигналом. При этом легко устанавливается на калитке своими силами и выполняет команды дистанционно
При этом легко устанавливается на калитке своими силами и выполняет команды дистанционно.
Особенности и виды запорных механизмов
Современные материалы и технология изготовления запоров на ворота, которые отличаются типом изготовления, расположением и способом запирания, выпускаются производителями в большом ассортименте.
Основными типами устройств являются:
Горизонтальный запор. он размещается вверху, в центре или внизу. Его можно сделать своими руками. Это наиболее распространенный вид конструкций для гаража.
Горизонтальный засов на ворота
Вертикальный замок. по расположению и предназначению он похож на предыдущий вид.
Вертикальный запор в гараже
Такой вид лучше всего использовать для сдвижных, откатных ворот. Конструкция состоит из трубы, в которую вставляется обычный отрезок трубы меньшего диаметра с отверстиями. Недостатком устройства является отсутствие плотного прилегания полотна ворот к раме.
Совет: Для улучшения прилегания створок к раме требуется доработка вертикального запора.
Размещать такие задвижки можно на полотне ворот и раме для них. В этом случае направление язычка делается индивидуально.
По способу запирания, замки могут быть:
- Поворотными.
- С фиксацией.
- Ригельные или винтовые.
- Врезные запоры.
«Вертушка» или поворотный затвор для гаража
Для распашных ворот очень многие владельцы гаражей желают приобрести именно такой запор. Общий вид его показан на фото.
Вертушки для гаража
Такой вариант затвора при желании можно собрать самостоятельно. В этом случае он будет прочным, долговечным, створки будут плотно закрыты, к тому же, особых усилий для устройства при закрывании или открывании, прилагать не придется.
Совет: Приобрести в любом строительном магазине вертушку не получится, их не выпускают, а при необходимости затвор изготавливается по индивидуальному заказу или своими руками.
Принцип работы устройства заключается в следующем:
- По центру крепится перекладина, сквозным болтом.
- При повороте перекладина укладывается в пазы, выполненные из гнутых планок или механическим путем.
- Снаружи их открыть невозможно.
Шпингалет для ворот
Это достаточно простая и надежная конструкция. При монтаже такого запора, единственная проблема — наличие между створками небольшого зазора. Благодаря такому устройству конструкции — шпингалет, входящий в салазки с упором, не позволяет открыть ворота гаража.
Совет: При использовании такого запора, можно задвижную систему сделать более удобной — металлическое ушко для вертикального входа шпингалета в него приварить внизу створки, что позволит конструкцию сделать надежной и гарантированно безопасной.
Запор на распашные гаражные ворота
Для запирания распашных ворот можно выполнить конструкцию без использования болтов, заклепок и других крепежных элементов, которые быстро выходят из строя. Идеально они подходят для ворот из профнастила.
Инструкция к такому механизму предлагает выбрать нужную конструкцию из двух разных вариантов:
- Крепление замка на профильные трубы. Такой вариант имеет не слишком эстетичный вид, но является надежным и крепким запором на любой вид ворот.
- Замок, у которого основанием является уголок. Прочность его не высокая, что не позволяет удерживать тяжелые ворота.
Устройство замка из профильной трубы
К раме затворы крепятся сваркой. Их количество рассчитывается с учетом размеров полотна. При двух створках, понадобится устраивать устройство на каждую половинку.
При изготовлении запора:
- Отмечается место его монтажа.
- Выбирается длина прута, который будет входить в землю.
- Отмечается отметка его входа.
- Отрезаются прутки одинаковой длины.
- К верхней части конструкции привариваются небольшого размера отрезки профильного круга, для удобного фиксирования запоров.
Совет: Длина прутков должна быть такой, чтобы их можно было задвинуть в землю настолько, что обеспечит надежность запирания ворот, и не позволит, без приложения усилий, их открыть.
Такие запоры на ворота изготовить достаточно просто, цена их не большая.
Запоры винтовые
Винтовой механизм монтируется с лицевой стороны ворот. Это достаточно простое устройство при использовании.
В его состав входят:
- Стержень, с винтовой резьбой.
- Ключ основой, имеющий выемку и небольшой шпиль.
Специальным ключом, имеющим соответствующее углубление и шпиль, в действие приводится механизм затвора. Изготовить его можно самостоятельно.
Недостатком такой конструкции могут быть:
- в проеме ворот должно быть достаточно места для выемки под резьбу, куда будет вкручиваться непосредственно стержень;
- такой устройство сравнительно легко взломать, подобрав похожий ключ.
Выбор замка
Выбор зависит от имеющихся средств и требований к безопасности. Если вы хотите сэкономить, то вам подойдет навесной или простой накладной замок. Если задача обеспечить большую безопасность, то надо рассмотреть варианты более дорогих накладных или врезных замков. А если позволяют средства, то выбрать электромеханические замки или электромагнитные системы с электронными и радиоключами.
При выборе замка необходимо учесть устройство калитки. Например, если калитка решетчатая и снаружи можно дотянуться до ее внутренней поверхности, то предпочтительнее замок, который открывается – закрывается ключом с двух сторон, чем тот, что открывается изнутри просто поворотом ручки.
Покупая замок, надо учесть куда открывается калитка: во внутрь или наружу, какая она: левосторонняя или правосторонняя. Для каждого из этих случаев есть свои модификации. Помните, что вы покупаете замок для использования на улице, а значит стойкого к погодным условиям.
Виды запоров и классификация
Классификацию запорных устройств и требования к ним определяет ГОСТ 5089-2011 «Замки, защёлки, механизмы цилиндровые. Технические условия».
Документ выделяет три типа устройств:
- Замки — изделия, предназначенные для запирания защитных конструкций, обладающее охранными свойствами.
- Защёлки для фиксации полотна двери в закрытом положении.
- Защёлки с механизмом запирания: изделия, служащее для фиксирования двери в закрытом положении, оснащённые механизмом блокирования.
Защёлки, в свою очередь, классифицируются по следующим признакам:
- способу установки: врезные или накладные;
- правые, левые, универсальные;
- одно- и двухсторонние в зависимости от возможности открывания;
- принципам работы — механические, электромеханические, электронные, магнитные;
- исполнению засова — прямоугольные, с несколькими прутками прямоугольного или круглого сечения и со скошенным торцом (засов-защёлка).
Наличие потайного замка
Довольно часто можно встретить такой вариант, когда на дверном полотне калитки отсутствует, и отверстие для ключа и какой либо другой механизм, при помощи которого можно было бы его открыть, то в тоже время дверь является запертой изнутри. Если же внимательно присмотреться, то можно увидеть, то, что с обратной стороны попросту была установлена задвижка. Но если он установлен внутри, а наружных элементов для открытия нет, то, как же с ним работать снаружи? Если подробно в этом не разобраться, то вопрос непонятен. А всё дело в том, что на самом полотне имеется своего рода шестиугольная шляпка. Её нужно провернуть с помощью индивидуального ключа. А со стороны двора располагается рейка, которая именно при закрытии или же открытии вращает основное устройство. Сделать такую конструкцию довольно просто.
Хвостик заготовленного болта делается плоским и на его основание прикрепляется задвижка, в которой и производится прорезь под эту заточку.
Сама схема сбора данной конструкции выглядит следующим образом:
- просверливается отверстие для болта, который имеет резьбу;
- при помощи сверла с большим диаметром производится углубление для самой головки болта таким образом, что он идеально заходил в углубление;
- с обратной стороны следует закрепить две шайбы на болте и прижать таким образом, чтобы головка болта стала «невидимой»;
- на заготовку нужно поместить задвижку и прижать её к полотну при помощи гаек.
Составляем подробную схему будущего изделия
Получив все необходимые измерения и подумав над количеством и размером материала, пришло время составить подробный чертеж. Для этого можете использовать уже готовые рисунки. Можно также проявить свою фантазию и инженерные способности, если таковые имеются и начертить эскиз по своему личному проекту.
А если у вас есть опыт работы с графическими компьютерными программами, можете спроектировать модель гаражных ворот в объемном изображении. Так, у вас будет наиболее полное представление о будущем изделии.
Однако, в этом случае нужно быть особо внимательным и понимать, что для распашных ворот важно правильно рассчитать силу опорных балок для рамы. Металлические стойки должны быть прочными и выдерживать нагрузку раздвижных створок
Для того чтобы конструкция была построена по правилам и прослужила не один год лучше использовать различные варианты чертежей и на их основе составить наиболее полный и подходящий под ваши параметры рисунок распашных ворот
Также с практической точки зрения удобно составить отдельные эскизы для основных частей будущих гаражных ворот
Для того чтобы конструкция была построена по правилам и прослужила не один год лучше использовать различные варианты чертежей и на их основе составить наиболее полный и подходящий под ваши параметры рисунок распашных ворот. Также с практической точки зрения удобно составить отдельные эскизы для основных частей будущих гаражных ворот.
Так, начните с оформления изображения конструкции рамы для проема гаража. Она должна состоять из четырех опорных металлических балок или уголков, на которых крепятся специальные крепежи (уши) для монтажа.
Эти закрепляющие элементы монтируются в проем, и от них зависит надежность всех гаражных ворот. Наиболее понятный и правильный чертеж рамы представлен ниже.
Чертеж рамы для гаражных ворот
Исходя из этой схемы, вам только нужно будет подставить свои замеры. После формирования эскиза рамы, приступайте к общему чертежу. На большом листе «А3» с помощью карандаша, линейки и уголка начертите схему в соответствии с полученными цифрами после замеров.
Учтите, что наиболее полная схема распашных ворот должна содержать изображение целостной конструкции, и в нижней левой части листа следует указать наименования всех деталей, их параметры, а также последовательность действий. Наиболее содержательный чертеж для примера приведен ниже.
Полный чертеж гаражных ворот
Как видите, исходя из изображения, можно с точностью до малейших частиц разработать план будущих гаражных ворот. Можете сразу же нанести пометки на места, где будут располагаться ручки, засовы и дополнительные замки.
Особое внимание уделите зазорам между элементами сооружения, они должны соответствовать нормам. В результате створки готовых гаражных ворот должны открываться плавно, а петли не издавать каких-либо неприятных скрипов
Таким образом, учитывая все эти моменты, вы сможете собственноручно составить полноценную схему распашных ворот
Главное, проведите наиболее точные замеры проема гаража перед формированием чертежа, как можно полно обдумайте все этапы работ, сформулируйте черновой вариант схемы и определитесь с нужным количеством материала
Таким образом, учитывая все эти моменты, вы сможете собственноручно составить полноценную схему распашных ворот. Главное, проведите наиболее точные замеры проема гаража перед формированием чертежа, как можно полно обдумайте все этапы работ, сформулируйте черновой вариант схемы и определитесь с нужным количеством материала.
Только решив все эти вопросы, можете приступать к составлению чистового варианта чертежа.
Внешний вид готовых гаражных ворот
Готовая конструкция должна быть целостной и учитывать возможное силовое воздействие во время пользования, поэтому уделите особое внимание подготовительному этапу. Если в процессе формирования эскизного рисунка возникнут проблемы, посмотрите дополнительные информационные источники, где, возможно, найдете дельные советы
В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру
В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру
Если в процессе формирования эскизного рисунка возникнут проблемы, посмотрите дополнительные информационные источники, где, возможно, найдете дельные советы. В крайнем случае, обратитесь за помощью к компетентному инженеру.
Особенности стопоров
Наиболее простую конструкцию имеет стопор для ворот. Это засов, который устанавливается вертикально. Его принцип действия аналогичен функциям стандартного шпингалета. Предназначается для удержания в открытом состоянии откатных и распашных конструкций.
Воротные стопоры – высокое качество, надежность, безопасность
Главным преимуществом является надежность. Ворота не закроются самостоятельно даже в том случае, если сила ветра составит 10 м/с.
Установить стопоры можно самостоятельно
Это очень простая, сильная модель. Сделать ее самостоятельно сможет даже тот, кто не обладает должными знаниями и умениями в области сварочных работ. Для фиксации модели используются специальные болты.
Если гараж имеет выход с калиткой, устройство используется не только как фиксатор, но также и как запор.
Главный минус – ворота фиксируются только в одном направлении. Отверстия под штырь страдают от грязи, которая постоянно туда набивается. Также появляется нужда в установке сразу нескольких труб.
Простейшая конструкция
Самый элементарный и недорогой фиксатор гаражных ворот.
Упор-стопор – идеальное решение для деревянных ворот
Предназначается для конструкции, обшитой деревом.
Для того чтобы сделать его своими руками, нужно:
- Найти деревянный брус подходящего размера.
- «Вооружиться» форточной петлей.
- Один из концов петли как можно жестче закрепить на одной из сторон бруса.
- Второй конец зафиксировать подвижным способом на створке ворот.
- «Нерабочую» трубу поднять наверх, удержать при помощи веревочной петли.
Для фиксации ворот требуется опустить трубу. Если появляется надобность в увеличении площади, верхняя часть трубы аккуратно срезается под определенным углом.
Карабинный упор
Недорогой и оригинальный аналог.
Дешевый аналог
Его также можно сделать самостоятельно, без привлечения специалистов. Необходимые инструменты:
- герметичный клей;
- стропа (грузовая. На конце должен находиться металлический крюк);
- метчик М8 (на него необходим вороток);
- карабин (маленький);
- дрель (размер сверла – Ф7);
Необходимо найти подходящий рым-болт
рым-болт (резьба – М8).
- Высверлить на внутренней стороне рамы 2 ямки. Высота должна быть одинаковой. В них осуществляется нарезка резьбы.
- Аккуратно обмазать рым-болты герметичным материалом.
- Вкрутить рым-болты в выполненные ямки.
- Надеть карабины.
- Продеть сквозь карабины стропы.
Стяжка возле гаражных ворот
Вообще, стяжка — слово многозначное, и иногда ворота гаража нуждаются не только в металлических стяжках, но и обновлении стяжки пола под рамой конструкции. В этом случае речь идет о цементопесчаном слое, который заливается на пол гаража. Если под воротами появились трещины, то их можно отремонтировать.
Способ ремонта стяжки рядом с воротами зависит от варианта проблемы. Чаще всего образуются мелкие трещины, которые перед ремонтом необходимо конусообразно увеличить до глубины в 10 мм, а после очистки участка происходит обработка разбавленной эпоксидной грунтовкой. После высыхания жидкости щель заполняется раствором. Выбоины ремонтируются таким же образом, только они увеличиваются с помощью перфоратора до дырок, глубиной 20 мм.
Однако если стяжка возле ворот сильно разрушена, например, площадь испорченного пола больше трети, то рекомендуется заменить стяжку новой. Такой крупный участок сложно реставрировать.
Как сделать простой засов «Вертушка»
Засов «вертушка» для гаражных ворот своими руками:
- в качестве запорного механизма для двустворчатых ворот может служить металлическая полоса (5 мм) или деревянный брус. Длина полосы или бруса – 2/3 ширины ворот;
- крутится такая вертушка на болте (12-15 мм) который устанавливается в фиксирующуюся створку ворот, примерно на уровне от земли 60 – 70 см, чтобы было удобно открывать и закрывать ворота;
- с одной и с другой стороны створок, на высоте 60 – 70 см привариваем два профиля паза, в которые должна при закрытии свободно входить полоса задвижка;
- расстояние – примерно по центру каждой створки распашных ворот – полоса в закрытом положении должна немного выступать за края удерживающего профиля;
- для того чтобы болт легко проворачивался с двух сторон на него надеваем по две шайбы.
Важно. Снаружи шляпку такого болта надо сточить и закрасить, чтобы его не было видно
Засов типа шлагбаум
Принцип конструкции похож на засов вертушку, только запирающаяся металлическая полоса фиксируется не в отдельно приваренные неширокие пазы, а в швеллер, который приварен по всей ширине второй створки ворот.
Дополнительно можно приварить проушины на конце швеллера и запирающей полосы, чтобы можно было зафиксировать засов навесным замком.
Сдвижной засов для ворот с фиксацией
Если вертушку или шлагбаум просто сделать своими руками, при наличии сварочного аппарата, то хорошую надежную задвижку для гаражных ворот лучше покупать в магазине. В зависимости от материала створок можно подобрать дизайн и величину задвижки.
Минус такого запора – нет прочной фиксации, при сильном ветре створки ворот из профнастила перекручиваются. Поэтому лучше устанавливать три задвижки, фиксирующие створки, на расстоянии 50 см сверху и снизу и одну по центру ворот на ребре жесткости.
Вертикальные шпингалеты
Вертикальный засов – это просто согнутая с одной стороны в виде буквы Г арматура (12 или 14), длиной примерно 70 см. Принцип запирания створок вертикальным запором:
- к створкам ворот с двух сторон надо приварить куски трубы, по диаметру прут арматуры должен входить в эту трубу;
- в пол гаража цементируем с одной и с другой стороны еще два куска трубы – это фиксация для запорной арматуры;
- в закрытом состоянии арматура зафиксирована в трубе, ворота открыть невозможно.
Чтобы было удобно открывать ворота, с двух сторон приварите фиксирующие пазы, в которые будете вставлять изогнутую ручку арматуры такого вертикального засова.
Шпингалеты
Принцип конструкции такой же, как и для вертикального засова, только арматура и труба, по которой она двигается, фиксируются на створках ворот в горизонтальном положении, примерно по центру.
Для надежности на засов можно приварить ушки для навесного замка.
Все перечисленные запоры не дают плотной фиксации створок ворот. Надо устанавливать несколько простых задвижек или приступать к изготовлению более сложного, но надежного запора, плотно прижимающего створки.
Запорный механизм засов по типу «морской контейнер»
Удобная конструкция запора для распашных гаражных ворот, которую оценит каждый гаражник – не надо нагибаться и тянуться при открытии и закрытии ворот гаража. Сделать своими руками запор нетрудно:
- на прижимающей створке привариваем в трех местах фиксаторы кольца с ножкой для гладкой трубы, диаметром 15 – 16 мм. Первое на расстоянии от верха рамы ворот 20 см, второе по центру створки и третье 20 см от пола;
- с двух сторон трубы крепим два крюка;
- к раме сверху и снизу привариваем два фиксатора для крюков;
- при повороте трубы крюки надежно фиксируют прижимающую створку.
Посередине поворачивающейся запорной трубки с крюками надо приварить кусок трубы 30 см – это будет ручка для удобного поворота засова. Принцип такого запора можно посмотреть и в фурах – крепит надежно и герметично.
Засовы и задвижки для пластиковых декоративных заборов и калиток
Ворота, калитка и забор из современных материалов, типа пластиковой сетки рабицы (пвх) – это красиво, недорого и удобно. Но какой запор на такие калитки и ворота можно установить? Если выбран пластиковый штакетник для строительства забора и такая же калитка, то лучший вариант – магнитный замок.
Изделия из металла не подойдут для таких современных конструкций и смотрятся не очень красиво. А магнитные замки – надежные, долговечные и практичные устройства.
Крепление такого замка на створки ворот или на калитку несложно своими руками. Все детали крепятся на саморезы. Как видно на фото, такое запорное устройство – лучшее решение.
Разновидности засовов
Существует несколько видов засовов на ворота, которые под силу сделать своими руками любому мастеру, даже если у него нет опыта в этом деле. Принято классифицировать их по методу крепления, по виду конструкции.
Если сравнить засовы только по методу крепления, то весь ассортимент строительных магазином получится разделить на три группы. Горизонтальные засовы визуально похожи на обычную щеколду, только большого размера. Составные части такие же – есть внешняя часть, петля-фиксатор и подвижный стержень. Последний изготавливается из металла. Благодаря конструкции многие горизонтальные засовы называют шпингалетом.
Обычно такой засов закрепляется на верхней части ворот, реже – на средней части. Однако при желании можно разместить засов даже в нижней части ворот.
Вертикальные засовы визуально похожи на горизонтальные. Располагают их на верхней или средней части ворот. Однако у них отличается вид крепления. Засов двигается за счёт стальных прутов. Использовать вертикальные модели – отличный способ, как сделать запоры на распашные вороты.
Третья подгруппа – дополнительные запоры, которые располагают не на внутренней стороне ворот, а снаружи. Этот засов не может быть единственным на воротах с точки зрения безопасности. Поэтому на тыльной стороне ворот обязательно устанавливается либо вертикальный, либо горизонтальный запор.
Разные конструкции
Другая классификация подразумевает разделение всех моделей по конструкции. Самая простая – засов. Собирается из минимального количества деталей. Именно поэтому многие мастера интересуются, как сделать засов на калитку своими руками. Несмотря на простоту механизма, засов отличается надёжностью. Он прочен, его сложно сломать с помощью механического воздействия. Засову не страшны тяжёлые погодные условия: даже в регионах, где постоянно ветреная погода, можно устанавливать на ворота засовы.
Второй тип защитных механизмов – запоры на проушинах. Не так часто можно увидеть на воротах, в основном запор устанавливается на гаражной двери. Сборка механизма простая, с ней может справиться даже непрофессионал.
Штырьковый запор несложен для изготовления. Однако есть особенность – у замка очень большие размеры. То есть для самостоятельной установки придётся устанавливать в землю два боковых штыря. А для изготовления запора необходимо будет найти две полуметровых арматуры.
Для изготовления откидной защёлки нужны стальные детали: четыре крюка и пластина. Но в некоторых случаях мастер может использовать деревянные крюки и пластины. Алгоритмом сборки откидной защёлки мастер интересуется, если хочет знать, как сделать задвижку на калитку своими руками.
Есть несколько разновидностей уже готовых моделей. Самая простая – ручка. Она бывает пружинной или поворотной. Несмотря на внешнюю простоту, собрать ручку в домашних условиях сложно. Этот вид запора состоит из нескольких петель, стержня, который искривлён в определённой форме, а также нескольких петель. Конструкция универсальна: установить можно на калитки или на дверь гаража.
Накладной замок тоже относится к запорам. Механизм состоит из двух частей: погружной и замочной конструкции. Самые простые разновидности закрываются с помощью ключа. Но есть и электронные механизмы.
Электроника задействована и во врезных замках с кодовым ключом. Там запирающий механизм может быть магнитный или электромеханический.